Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Свобода по имени Джаз

05.12.2005 /
8

“Вы любите джаз?” — обратился я к двум мужчинам лет тридцати пяти и удостоился в ответ недоуменного взгляда. Дело в том, что вопрос был, скорее, риторическим. Задал его в антракте фестиваля джазовой музыки “Чеба-2005”, который прошел в минувшую субботу в клубе “Элара”. И все же я не успокоился: “А за что вы любите джаз?” Немного подумав, мои собеседники ответили: “Это самая свободная музыка. Джаз включает в себя все существующие направления и в то же время сохраняет свою уникальность…” В справедливости этих слов можно было убедиться на концерте.

Состоялся он благодаря главному организатору четырех джаз-фестивалей в Чебоксарах, автору и руководителю проекта “Чеба-2005”, педагогу, музыканту, композитору Николаю Кузьмичеву и Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, республиканской дирекции культурных программ и клубу “Элара”.

Пианист Андрей Разин, казалось, одновременно играл на рояле и на синтезаторе.Открыл программу муниципальный эстрадно-джазовый оркестр под управлением Александра Зинакова. Музыканты исполнили девять произведений, большинство из которых относятся к классике джаза: композиции Дюка Эллингтона, Эллы Фицджеральд… Например, бурю восторгов вызвала ее “A-Tisket A-Tasket” в аранжировке Александра Зинакова. А как играли участники оркестра! Зрители дружно аплодировали Владимиру Репину (труба), Юрию Хабарову (барабаны), Алексею Иванову (фортепиано) после исполнения ими сольных партий. В составе оркестра дебютировала джаз-вокалистка Инесса Смирнова, ранее выступавшая на эстраде. А еще сын Александра Зинакова Дмитрий, студент московского музыкального вуза.
Диксиленд — одна из разновидностей традиционного джаза, возник он в Новом Орлеане в начале ХХ века. Как заметил ведущий концерта Николай Кузьмичев, такую музыку не разрушит никакая стихия. Называют ее “музыкой счастья”. И правда! После первых же аккордов Чебоксарского диксиленда под управлением Дмитрия Погодина и Анатолия Завьялова на лицах многих слушателей появились улыбки. Музыканты даже своим видом создавали веселую обстановку: на сцене они появились в полосатых серо-буро-малиновых жилетах и красных галстуках-бабочках.

Чебоксарский диксиленд исполнил несколько композиций Алексея Иванова. Пианист и композитор синтезирует казалось бы несоединимое: чувашские народные мелодии со стилевыми данными эстрадной, джазовой, классической музыки. В этот раз к тромбону, кларнету, банджо, трубе, сузафону и барабанам “присоединился” чувашский шахлич (аналог русской свирели). А в итоге прозвучало произведение под названием “Джаз ташши”. Удивительно, но во время соло чувашской свирели вокруг Алексея Иванова запорхала самая настоящая живая бабочка.
В исполнении диксиленда прозвучали также классический “Венгерский танец” Брамса в джазовой обработке, блюзовые композиции, словацкая народная песня “Червоно яблочко”…
Многие ждали выступления московского пианиста Андрея Разина. Чебоксарским слушателям он запомнился как лидер новоджазового открытого проекта “Второе приближение”. В 2003 году музыкант уже был в Чебоксарах, выступал в составе трио, сейчас приехал один. Играл Андрей Разин виртуозно. Казалось, музыка каплями стекала с пальцев пианиста и просачивалась в зал. Музыкант трогал струны рояля, отчего рождались и гасли необычные, загадочные звуки. А то вдруг Разин принимался отбивать ритм на лакированном боку инструмента, губами издавать звуки, имитирующие ударные инструменты. Затем и вовсе попросил зал помочь ему в исполнении. “Ту-ру-ту”, “па-ра-па-па-па-пару”, — пели зрители вслед за музыкантом.

Чебоксарский диксиленд в ударе.
Андрей Разин метался от рояля к синтезатору, казалось, успевая играть на двух инструментах одновременно. А в завершение сыграл свою джазовую аранжировку, доминировала в которой знаменитая “Yesterday” “Битлз”. В нее были искусно вплетены и другие известные композиции. Вроде бы на слух знакомые мелодии, но никак не удавалось определить, какие именно.
Впрочем, это неважно. Как заметил один из поклонников джаза, с которыми я пообщался в антракте, “в джазе не обязательно разбираться, его можно просто любить”.