Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Подводные камни ОСАГО

22

С 1 марта де-юре вступили в силу долгожданные по­правки к Закону об ОСАГО. Речь идет о двух новшествах. Во-первых, это так называемый европротокол —
упрощенная процедура оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Во-вторых, прямое урегулирование убытков, то есть возможность обращаться за компенсацией ущерба не в компанию виновника ДТП, а в свою. Такие послабления должны бы намного облегчить тягостную процедуру получения средств на ремонт авто или поправку здоровья.

Страховщики же, напуганные возможными убытками от мошенничества и отказов под любым предлогом страхователя — виновника аварии в выплате компенсации, обставили ново­введения целым рядом дополнительных условий, сводящих на нет все удобства для автовладельцев. Для начала страховщики заявили, что новые правила писаны лишь для тех, кто получил полис после 1 марта. Выходит, застраховавшие свою гражданскую ответственность на год в феврале еще не скоро смогут воспользоваться плодами нововведений.
Кроме того, как пояснил менеджер компании, в которой я недавно получил полис ОСАГО, мне компенсируют ущерб за чужую вину только в том случае, если страховщик виновника аварии подтвердит, что готов сделать это. Ведь моя компания, производящая выплату, должна быть уверена, что получит компенсацию. А коли нет, перекладывает проблему на клиента. Меня прямо предупредили: “Даже не вздумайте обойтись без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Вы не сумеете правильно оформить документы, главное, составить схему ДТП, а это первая причина для придирок и невыплаты компенсации”. Кроме того, в выплате денег могут отказать при аварии с обоюдной виной водителей и при так называемом бесконтактном ДТП (когда автомобиль получил по­вреждения в результате некорректного маневра другого участ­ника движения).
Водители, рискнувшие самостоятельно оформить ДТП, становятся сами себе свидетелями и в случае чего не могут рассчитывать на доказательства в суде. Количество судебных разбирательств возрастет, считают страховщики, поскольку единой методики оценки ущерба не суще­ствует, и могут возникнуть разногласия при выплатах.
Отдельная проблема — возможность мошенничества. По­скольку без участия ГИБДД можно оформить аварию с ущербом до 25 тысяч рублей, а это немалая сумма для провинции, то, скорее всего, найдутся желающие инсценировать ДТП для их получения. Обнаружив утром царапину на крыле своей “ласточки” или чиркнув бампером по бордюру, не всякий устоит от соблазна возместить ущерб за счет страховщика. По статистике, до 30 процентов возмещения страховых случаев — это мошеннические схемы отъема денег у компаний.
Всезнающий Интернет предсказывает повышение цен на полисы ОСАГО. Для начала с 24 марта базовый тариф страхования автогражданской ответ­ственности (1980 рублей для легковушек) на основании по­становления правительства РФ от 10 марта 2009 года № 225 будет умножаться на новые коэффициенты. С 1,3 до 1,6 возрастут они в Казани, Нижнем Новгороде, Перми и ряде других городов, от 1 до 1,3 — во Владимире, Волжске, Мурманске и еще в 10 городах, где-то с 1,1 аж до 1,6. Чебоксар и Новочебоксар­ска это не коснется. Говорят, что пересмотрят коэффициенты и для автовладельцев сельской местности, мол, они все равно ездят и бьются в городах.
Прежде к разряду “самых аварийных” относили водителей со стажем до 2 лет, теперь “чайниками” считаются те, кто менее 3 лет за баранкой. Им “накинули” стоимость страховки: для водителей до 22 лет — с 1,3 до 1,7, старше — с 1,2 до 1,5. Подняли коэффициенты владельцам авто мощностью до 70 “лошадок”. От 70 до 100  остался прежним — 1, “мустанги” мощностью свыше сотни лошадей получат скидки.
Базовые тарифы на ОСАГО планируется пересмотреть летом, страховщики требуют увеличить их как минимум на 25 процентов, то есть для легковушек база поднимется до 2475 рублей.
Борис Алексеев