Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Инвалиды поехали... в суд

16

30 июня 2008 года сотрудники авиакомпании “Сибирь” (“S7 Airlines”) отказались пустить на борт инвалида-колясочницу Наталью Присецкую, нарушив при этом ее законные права. Позже она сумела выиграть суд. 
Казалось бы, в компании должны были учесть этот опыт, однако месяц назад произошел аналогичный случай. 10 февраля рейсом Москва — Казань собирался вылететь Павел Обиух, инвалид первой группы по зрению. Билет приобрел у посредника, и в нем было указано, что пассажир — инвалид по зрению.

Однако эти данные пропали при последующем оформлении билета в ОАО “Авиакомпания “Сибирь”. О чем Павел Обиух узнал только тогда, когда явился в аэропорт. На самолет его посадить отказались, ссылаясь на внутренние инструкции. Инвалиду пришлось воспользоваться услугами другого перевозчика. 
Павел не растерялся и обратился в надзорные органы, и московская прокуратура потребовала от авиакомпании устранить выявленные нарушения, а также привлечь виновных к ответственности. В ближайшее время незрячий инвалид, работающий, кстати, вместе с Натальей Присецкой, примет решение, обращаться ли ему в суд.

В поисках справедливости приходится идти в надзорные инстанции и инвалидам — пассажирам автобусного и трамвайного транспорта. В январе кассир Верхнеуральской автостанции отказалась выдать пожилому мужчине проездной билет на автобус, следующий до Магнитогорска, несмотря на наличие у того единого социального проездного билета (ЕСПБ). Причина отказа: инвалид зарегистрирован в Верхнеуральском районе, а автобус принадлежит транспортной компании Магнитогорска. Но согласно Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ” и постановлению губернатора Челябинской области некоторые категории граждан на основании ЕСПБ вправе пользоваться этой льготой на территории всей области. Инвалид отправился прямо в прокуратуру, которая спустя некоторое время предписала устранить нарушения закона. Кассира привлекли к дисциплинарной ответственности.
В Уфе в том же феврале добилась компенсации женщина-инвалид, получившая телесные повреждения при резком торможении трамвая. В связи с травмой ей пришлось пройти медикаментозную терапию, приобрести дорогостоящие лекарства. Муниципальное управление электротранспорта добровольно возмещать причиненный ущерб отказалось, поэтому пришлось идти в районный суд, обязавший перевозчика выплатить пострадавшей около 45 тыс. рублей. 

Впрочем, органы прокуратуры осуществляют контроль за соблюдением законодательства об инвалидах не только после обращений граждан. Регулярные проверки доступности социальных и культурных учреждений проходят по всей России. 
Недавно Московская межрегиональная транспортная прокуратура обследовала столичные вокзалы и аэропорты и выявила множество нарушений. Так, практически на всех платформах Павелецкого направления отсутствуют условия для передвижения инвалидов-колясочников: нет пандусов и специальных поручней для подъема и спуска. На Курском вокзале инвалидам сложно добраться к багажному отделению и туалету. Не удастся воспользоваться и телефоном-автоматом — кабина висит слишком высоко. Аналогичные нарушения выявлены и на остальных вокзалах столицы. 
Ситуация в аэропортах несколько лучше, но и тут прокуратура нашла недочеты. К примеру, в зале ожидания аэропорта “Внуково” нет специальных доступных зон для пассажиров-инвалидов, спуск в камеру хранения аэропорта оборудован лестницей и пандусом с уклоном выше допустимого. В “Шереметьево-1” инвалиды-колясочники не могут воспользоваться ни камерами хранения на цокольном этаже, ни залами ожидания на втором, так как попасть в эти помещения можно только по лестницам. 
По результатам проверки в адрес руководителей авиа- и железнодорожных предприятий прокуратура направила 31 представление об устранении нарушений, возбудила 6 дел об административных правонарушениях, а в суды направила 8 исковых заявлений с требованием провести мероприятия по обустройству объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями закона.

Но закончить транспортную тему хочется все-таки на мажорной ноте. На Западе в городских перевозках уже давно используют низкопольный транспорт. Невысокая посадка без ступенек облегчает проезд лицам с ограниченными возможностями движения. Подобные автобусы, троллейбусы и трамваи впервые появились в Москве более пяти лет назад, и с тех пор их количество неуклонно увеличивается. Следуют примеру другие города: в феврале первый низкопольный троллейбус ярко-оранжевого цвета стал ездить в Самаре. Все двери в нем безопасные: при закрытии, встретив на пути препятствие (чью-нибудь ногу или руку), они снова откроются. До конца года будет закуплено еще несколько таких машин.
Максим ИВАНОВ, по материалам СМИ.