Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

И на коньках кататься научусь...

29.11.2008 /
15
Слушая Раису Теллину, думала, а ведь она из тех, кто коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Хотя в нашей стране женщина-мать другой и не может быть. И в огонь, и в воду готова она ради своего ребенка. А уж обстоятельства не заставят себя ждать.
Раиса Теллина с внуками Машей и Ильей. Фото Татьяны Крыловой. Говорит, работать начала с тех пор, как себя помнит. Жили в деревне, без отца. Еще дошкольницей пасла гусей, утят, грядки полола. В школе одноклассницы на лето в лагерь, Рая — на кухню посудомойщицей или на зерноток. Помогала матери в колхозе, получая за труд от зари до зари 40 рублей в месяц. После окончания Казанского инженерно-строительного института Раиса Павловна пришла на ДСК, проработала здесь на инженерной должности 20 лет, пока в 1997-м не сократили.
Так получилось, что к тому времени она осталась без мужа, одна без чьей-либо помощи растила троих детей. Случалось, дома не было ни хлеба, ни картошки, ни денег. Узнав об этом, сослуживцы однажды сложились по трешнице и вручили Раисе Павловне 25 рублей. Как она плакала над ними! Решила: нельзя совсем без денег оставаться, обязательно должен быть какой-нибудь запас. Начала по выходным подрабатывать на рынке. Откладывать деньги еще не получалось, но уже и не голодали.
Когда Теллину сократили, рынок стал постоянным местом работы. Вспоминает об этом с ужасом: “Под открытым небом зимой стоишь замерзшая, как сосулька, летом жаришься, как в духовке. И в дождь, и в снег. Без праздников, без отпусков”. Все время — на работе, на детей, признается, его не оставалось. Так, чтобы уроки помочь делать, книги вместе почитать. Но мать всегда знала, где они, с кем, и главное — просила не врать. Строгая была, уверяют дочери и сын. Хотя в угол не ставила, за ремень не хваталась. Просто старалась понять и объяснить, как правильно поступать.
Еще в садике, вспоминает, воспитательница пожаловалась на сына — подрался. “Почему?” — поинтересовалась у него. “Моего друга обижали, я заступился”, — объяснил малыш. “Правильно сделал, — поддержала сына Раиса Павловна, — на то он и друг, чтобы его в обиду не давать”. Хотя были ситуации, когда дети получали выговор от матери, но обещали больше так не поступать. Слово держали.
“Жизнью своей довольна, — продолжила рассказ Раиса Павловна, — дети выросли здоровыми, у всех высшее образование, никто не пьет, не курит, обзавелись семьями, у меня четверо внуков. Дочери работают в Сбербанке, сын — частный предприниматель. Дома вели все дела, поэтому все и умеют делать. Девчонки мои — золотые, даже торты пекут лучше фабричных. Сын может и обед приготовить, и полы помыть, и постирать — жена не нахвалится”.
Чтобы он стал таким, мать однажды преподала ему урок. Домашняя работа не видна, не ценится, и на претензии пришедшего из школы сына — что она целый день делала, если не успела поесть приготовить? — ответила: “Завтра у тебя выходной, я покажу”. И с утра предложила выполнять все, что делает обычно она: заправить постели, приготовить завтрак, вытереть пыль, помыть полы, постирать, сварить обед, сходить в магазин... К вечеру, похвалив ребенка, заметила, что папа сейчас придет и, наверное, проворчит: ничего не сделали, чем целый день занимались? И как в воду глядела. Сын тогда, переглянувшись с матерью, воскликнул: “Как ничего не делали? Я так устал!”
У Раисы Павловны три увлечения: еженедельно она парится в бане, ежедневно хотя бы по чайной ложке съедает мед и регулярно ходит на массаж. Им она не изменяла никогда. А в последние годы пристрастилась еще к литературе по психологии и философии здоровья, семейной жизни. Однако накопившаяся за долгие годы работы усталость, неурядицы в жизни дали о себе знать. В душе набралось столько негатива, что все казалось плохим: настроение, погода, дети, зарплата, страна. И с чувством, близким к отчаянию, она направилась к психологу.
Там провели тестирование, попросив расставить по значимости все, что есть в жизни женщины. На первом месте в разные периоды у Раисы Павловны оказались мама, дети, на втором муж, на третьем работа. Только для себя в этой цепочке места не нашлось. “Девяносто процентов женщин так живут, — говорит Раиса Павловна. — Живут неправильно. По­этому и семьи разваливаются, и с детьми контакта нет. На первом месте должны быть мы, мамы, на втором, как это ни парадоксально, муж, а уж на третьем — дети, потом все остальное”.
Психолог попросила сделать перестановку ценностей, и тогда через год, пообещала, в жизни Теллиной все изменится. И началось. Купили внуку велосипед, бабушка вспомнила, как когда-то сама каталась, теперь вместе ездят в рощу. На зиму для прогулок в парке купила лыжи, а вдохновленная телевизионным “Ледниковым периодом” задумалась еще и о коньках. На откладываемые на черный день деньги приобрела для души и для здоровья чудо техники — массажную кровать с подогревом. А еще стала посещать занятия восточными танцами в женском клубе “Ассорти”.
Раиса Павловна признается: “Все изменилось. Каждый день раньше было одно и то же, и все плохое. Теперь все прекрасно. Мои мечты сбываются. Осталось только научиться кататься на коньках”.
Светлана СМИРНОВА.