Что изменится в России с 1 марта 2024 года

“Хорошистка”, труженица, мать...

7
Это было 30 лет назад. Я готовила дипломную работу по сонетам Адама Мицкевича, и знающие люди посоветовали съездить на ЖБК-2, где работала машинисткой Елизавета Максимовна Чупракова. Поехала по указанному адресу и встретилась с живой, щедрой на доброту и милой шестидесятилетней женщиной. Диплом я защитила на “отлично”. И с того дня началась наша дружба. Елизавете Максимовне 21 августа исполнилось 90 лет. Родилась она в 1918 году в деревне Большое Аккозино Октябрьского района (ныне Мариин­ско-Посадский).
“Когда мне минуло 10 лет, — вспоминает Елизавета Максимовна, — в нашей деревне организовали коммуну. Первыми коммунарами были Петр Гаврилович и Кузьма Гаврилович Красновы, Прокопий Гориков, Илья Чупраков, Васса и Татьяна Тюмеровы. На пустыре они возвели двухэтажное общежитие со столовой, заняли все хорошие земли,  построили скотный двор, свинарник, телятник, приобрели сельхозинвентарь, отремонтировали мельницу (на ней стали трудиться бывшие работники ее хозяина). Вскоре установили телефонные столбы, заговорил громкоговоритель, сельчане стали слушать передачи из Чебоксар и Москвы.
Мой брат Иван Тюмеров с первых же дней вступил  в коммуну и и перевез туда свой “пай” из отцовского хозяйства. Он редко заглядывал в родительский дом, питался в столовой.
На работу и с работы коммунары шли с песнями. У них появились и свои —  их сочинял Хирбю из соседней деревни.
Когда я подросла, стала ходить в сельский клуб, где всегда собиралось много молодежи, очень активно работала комсомольская организация. Мы слушали радио, смотрели кино, ставили спектакли. Было очень весело и интересно.
Я окончила школу в 1934 году “хорошисткой”. В 1935-м поступила на рабфак Чувашского сельскохозяйственного института, в 1937-м вступила в комсомол”.
Елизавета очень хотела получить образование. Учеба ей давалась легко, и она сдала экзамены в Чувашский государ­ственный педагогический институт. Проучилась год на физико-математическом факультете, но по семейным обстоятельствам была вынуждена учебу оставить.
В августе 1940 года она вновь поступила в вуз, на этот раз в Казанский юридический институт. В пожелтевшем вызове, сохранившемся с тех времен, написано: “Вы приняты в число студентов КЮИ. Захватите с собой постельные принадлежности…”. Но и этот институт Елизавета не окончила: ее мать считала, что  старшая дочь в семье должна заботиться о младших. Лиза устроилась техническим секретарем в райкоме ВЛКСМ.
Дисциплина в те годы была жесткая. Чуть что — вызывали в партком, обсуждали на собраниях и партактивах. Нельзя было ходить в церковь, крестить детей. Елизавета Максимовна вспомнила такой случай: “В деревне меня любила одна семья, и, когда в ней родился ребенок, родители захотели, чтобы стала их кумой. Но я в церковь не захотела идти, за меня туда отправилась моя мама”.
 В мае 1941 года  Елизавета стала кандидатом в члены ВКП (б). А когда началась Великая Отечественная война, ее отправили на межобластные  курсы пропагандистов  по дисциплине “пропаганда и агитация в условиях военного времени” в Куйбышев (Самара). Через год приняли в ВКП (б).
В годы войны Елизавета собирала деньги на строитель­ство самолетов, военной техники, на белье, одежду, участвовала в ловле дезертиров, беглецов, которые прятались в оврагах и лесах.
После войны окончила курсы переподготовки  пропагандистов горкома ВКП (б) при област­ной партийной школе.
За доблестный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Елизавета Чупракова была награждена медалью.
Выйдя замуж за односельчанина Михаила Ивановича Чупракова, родила четверых детей.
Долгие годы работала на заводе ЖБК-2. Неоднократно ее избирали председателем товарищеского суда, народным заседателем, членом заводского комитета стройтреста № 4. Не раз ее фотография висела на Доске почета: она — ударник коммунистического труда, ветеран войны, награждена  в 1970 году медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.”.
Вера ИВАНОВА.