Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Куда “уходит” электроэнергия? Кто платит за потери?

19.07.2008 /
11

Недавно горожане, получив извещения об оплате коммунальных услуг за июль и увидев там новую строку “дополнительная электроэнергия”, где значились довольно внушительные суммы, глазам своим не поверили. Думали, вкралась ошибка, и первым делом звонили в службу, производящую расчеты с населением.
Услышав “ничего не знаем”, набирали номера телефонов своих жэков. Увы, и там не могли людям ответить, что все это значило. И звонки посыпались в редакцию “Граней”. Затем по­следовали письма, приходили горожане и целыми делегациями.

 А где тут “дополнительная электроэнергия”? Коллаж Валерия Бакланова.

“По какому принципу произвели расчет, где гарантия, что не включили в него долги неплательщиков? — возмущалась Ирина Рыжова (ул. Советская, 36). — Почему нельзя было разъяснить людям, что с такого-то месяца сделают доначисление и за что? Электросчетчиками довели нас до полуинфарктного состояния, теперь дополнительной электроэнергией”.
У Веры Михайловой (ул. Советская, 14а) доплата составила свыше 1134 руб. “Я внесла их и позвонила в УК в ЖКХ, где пояснили, что они, дескать, ежемесячно напоминали нам о том, что старые индивидуальные счетчики негодны. А общедомовой показывает правильно, и разницу показаний они распределили между жильцами. Кстати, мой счетчик отвечает техническим требованиям: его установили в 2000 году. И еще узнала о том, что к показаниям моего счетчика приплюсовали 20 кВт.ч”, — пишет она.
Валентине Дружининой (ул. Семенова, 7) удалось поговорить с главным инженером УК в ЖКХ. После разговора негодовала: “Если у кого-то в квартире отсутствует счетчик и ее хозяин расходует электроэнергию больше норматива, то при чем здесь я? Почему должна оплачивать чужой перерасход”?
Вера Кудинова (б. Гидростроителей, 2) тоже не понимает: “Все лампы в квартире заменила на энерго­сберегающие. Если раньше нагорало 100-120 кВт.ч в месяц, то теперь наполовину меньше. В итоге меня же наказывают. В доме нередко производят электросварочные работы, в том числе в квартирах, а киловатт-часы накручивает общедомовой счетчик. Стало быть, за них тоже платим? Почему мы должны верить коммунальщикам на слово, что   разница между количеством электроэнергии на вводе в дом и той, что израсходовали жильцы, именно та, которую они прописали? Для сомнения повод имеется — УК в ЖКХ очень закрытая организация, а ее руководство всегда уходит от правдивых ответов на вопросы горожан”.
Александр Скворцов (ул. 10-й пятилетки, 26) резюмирует: “У ворующих электроэнергию показания счетчиков всегда маленькие, чем у добросовест­ных плательщиков. Значит, им доначисляют незначительные суммы. И такой подход коммунальщики считают справедливым?”
Недовольство выражают также в письмах Иван Ходырев (Гидростроителей, 2), Леонид Иванов (Совет­ская, 38), Тамара Александровна (Комсомольская, 2), Людмила Терентьева (Энергетиков, 8), Алексей Русенко (Пионерская, 23), Валентина Михайловна (10-й пятилетки, 32), Юрий Беляев (Советская, 38), Виталий Александров (Советская, 7), Татьяна Мухина (Советская, 38), еще в десятках обращений в “Грани”.
Чтобы разобраться в возникшей ситуации, встретилась со специалистами МУП “УК в ЖКХ” во главе с начальником технического отдела Валерием Окуневым, и вместе посетили дом № 14а по ул. Совет­ской. В одном из подъездов в щитовой, дверцы которой может открыть любой желающий, два счетчика. Один — для фиксирования расхода электроэнергии в местах общего пользования, другой — общедомовой, из показания которого вычитываются киловатт-часы, потребленные жильцами. Разница не в их пользу. “Это потери”, —   пояснили специалисты.
Откуда они берутся? Коммунальщики пеняют прежде всего на индивидуальные электросчетчики, которые устарели и, по их мнению, крутятся слишком медленно. Однако никто не смог привести пример, в квартире какого горожанина “заторможенный” прибор. А вот Алексей Скворцов (Винокурова, 87) утверждает: “До установления нового с классом точности 1 я платил примерно за 170 кВт.ч в месяц, теперь — за 110”. Стало быть, погрешность старый счетчик может дать и в пользу УК.
О законодательстве, добросовест­ных плательщиках, нормативных и прочих потерях состоялась беседа с начальником управления ЖКХ Министерства градостроитель­ства и развития  общественной инфраструктуры ЧР Сергеем  Глотовым. Он считает, что причина недовольства граждан — недостаточная информированность. Дей­ствие постановления Правительства РФ № 307 на территории Чуваш­ской Республики было отложено на определенный период, чтобы дать возможность местным администрациям провести организационные мероприятия, проинформировать население  об изменениях в оплате коммунальных услуг, в первую очередь электроэнергии. Тем не менее администрации и жилищные организации сработали не в полной мере. Там, где к своим обязанностям подошли серьезно и на должном уровне, порядок во всем и больших нареканий от населения нет. Проще решается данная проблема, подчеркнул С.Глотов, в ТСЖ, где каждый человек чувствует себя хозяином, где налажены учет и контроль за потреблением.
На вопрос, из-за чего происходят потери, пояснил: “Нормативные (расчетные) потери заложены в тариф: в Чувашии они составляют 7-12 процентов от общих потерь.
Очень часто управляющие компании, предприятия, обслуживающие жилфонд, относят расход электроэнергии на содержание жилищного фонда, внешнее благоустройство и так далее на общедомовое потребление и распределяют на жильцов. А необходимо данные расходы относить на статью “Содержание жилья” или текущий ремонт.
Бывают потери от несанкционированного подключения коммерческих структур, непропорционального распределения нагрузок между фазами в одном подъезде и другие”.
В 60-х годах прошлого столетия в подъездах закладывали электропроводки из алюминия (по нынешним требованиям они должны быть из меди). Сейчас почти каждая квартира начинена современной бытовой техникой. Значит, провода на пределе, поскольку пропускают через себя большие мощности, тем самым нагреваются. Одно дело, что такие провода создают опасность, другое — потери, за которые заставляют платить население.
Работники УК в ЖКХ не скрывают, что хищение тоже “недосчет”: по их логике, если Иван Иванович ворует, то платить обязаны Иван Петрович и баба Маня. Еще один момент. Возможно, найдутся в городе киоски или лотки с мороженым, которые электрик дядя Вася за пол-литра подключил  к общедомовой сети. Ни подтвердить, ни опровергнуть эти доводы, увы, никто не может. Потому что нет ни учета, ни контроля, о которых говорил Сергей Глотов. УК в ЖКХ просто перекладывает все затраты на плечи граждан, за чей счет, кстати, она и содержится.
Чтобы получить ответ на главный вопрос “Что делать людям, получившим извещения с огромными суммами за дополнительную электроэнергию?”, связалась с главой администрации Новочебоксарска Вениамином Артемьевым. Решили организовать круглый стол с приглашением специалистов УК в ЖКХ и част­ной управляющей компании ООО “ТЭРиКОН-Сервис”. Он состоялся позавчера. “Ситуация, которую вы создали, была неожиданной не только для горожан, но и для меня, — сказал В.Артемьев, обращаясь к исполняющей обязанности директора управляющей компании Татьяне Бобковой. — Прежде чем предпринять какие-то шаги, надо согласовать с администрацией города. И главное — разъяснить людям требования законодательства. Опять вы сработали, как партизаны, взяли и выставили счета исподтишка. Разве нельзя предъявить за квартал, а не сразу за полгода? На переходном периоде должна быть выверенная тактика. Нет еще и анализа, кто сколько расходует электроэнергии”. Глава горадминистрации по­требовал провести тщательный анализ по каждому дому. А сегодня, отметил он, многим вообще не выгодно иметь электросчетчики и быть добросовест­ными плательщиками.
Т.Бобкова признала, что допустили оплошность, не предупредив горожан за месяц о предстоящем доначислении. Пообещала разобраться  с теми домами, жители которых имеют большие суммы, и сделать им перерасчет.
О чем говорится в постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307? Действительно, на граждан возлагается бремя оплаты коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, которые “подаются” дому (фиксируются общедомовыми приборами учета). Но при этом во внимание берутся и показания индивидуальных счетчиков. И, как ни крути, “дебет-кредит” никогда не совпадут, особенно в старых домах. Разницу управляющая компания, не долго думая, распределяет между жильцами пропорционально количеству потребленной энергии. Но в общедомовых показателях не должны отражаться киловатт-часы, израсходованные на сварочные и прочие работы, нормативные потери, несанкционированные подключения. Да и с проводами надо разобраться.
Ну а перерасчет на основании данного постановления Правительства РФ управляющая компания может делать раз в квартал, а не за полгода.
Галина Миронова.

 

Комментарии

Изображение пользователя Гость.

Ничего не понял. Так имеют они право? или нет? У нас каждый месяц показания тупо на 2 умножают и выставляют счета.