Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Прыщавый, нахальный бизнес

9

Помните популярный лозунг “Экономика должна быть экономной”? Много времени прошло с тех пор. Экономика давно не командная (не плановая).Теперь иные приоритеты — выбираем инновационную. Что это за экономика, вели речь на XII Петербургском международном экономическом форуме. Свою точку зрения высказал научный руководитель ГУ “Выс­шая школа экономики”, профессор, доктор экономических наук Евгений ЯСИН в клубе региональной журналистики “Из первых уст” (Москва).

 

“Нет такого общепринятого понимания, что такое инновационная экономика, — отметил Евгений Григорьевич. — Скажем, все предприятия имеют показатель инновационной активности 30 процентов. Это инновационная экономика? Нет. Как правило, когда говорят об инновационной активности, имеют в виду все инновации, которые используют “для себя”. Например, у кого-то позаимствовали, купили лицензию, но сами ничего нового не создали. Однако у вас появились новинки. Вы сдули оргструктуру у другого предприятия, закупили прогрессивное оборудование, повысили производительность — это все инновационные процессы вас продвигают, вы поднимаетесь в этой зоне. Но вы не достигли высот”.
А что такое настоящая инновация? По мнению Е.Ясина, это то, что называется инновацией “для рынка”. Вы либо делаете продукцию, которая по каким-то параметрам отличается от других продуктов и привлекает покупателей, либо продаете технологию, как американцы на мировом рынке, кстати, в 2005 году на 28 млрд. долл. Мы в это время реализовали на 380 млн. долл. Доля инновационного продукта в составе нашего ВВП составляет примерно 1 проц., в США — 25-30. Для того, чтобы наша экономика стала инновационной, должны иметь такую продукцию в составе ВВП порядка 10-15 процентов. Свои инновационные продукты для рынка в этих объемах создавать не можем, потому что технологии заим­ствуем. Требуются перестройка мышления, нашей культуры, миропонимания, высокий уровень образования. Ими мы пока не располагаем. Е.Ясин считает, что есть только две страны, которым это удалось сделать, — Япония и Южная Корея.
“Хотя у нашей экономики есть свои сильные стороны, по международно признанным показателям конкурентоспособности мы находимся на довольно удаленном от лидеров месте. Нам нужно работать над тем, чтобы это отставание ликвидировать”, — подчеркнул Е.Ясин. Что касается доли новой продукции, произведенной “для себя” и “для рынка”, у России она 1,9 и 0,5 проц. соответственно, Германии — 40 и 7,1, Финляндии — 27 и 27. В сфере услуг Россия имеет “для себя” 8,1 проц., для мирового рынка — 0,5.
Сложившуюся ситуацию Е.Ясин прокомментировал так: “Это уникальные данные, которые по­зволяют оценить степень инновационности. Моя задача не создавать упаднические настроения, а дать ясную оценку. Как сказала моя ученица Эльвира Сахипзадовна Набиуллина (министр экономического развития РФ. — Прим. авт.), мы уже выбрали наш путь. Мы идем к инновационной экономике. У нас другого варианта нет. И она права. Я с ней согласен. Понимание этого обстоятель­ства, а не шапкозакидательство, мне кажется чрезвычайно важным.
Люди должны понять: кто сейчас не обладает талантами, позволяющими работать в инновационной экономике, им уже ничего не светит. Но есть дети. Им надо давать образование. Я думаю, что только дети их детей смогут дей­ствительно получить тот уровень образования и воспитания, который необходим для того, чтобы подняться до развитых стран. Конкурировать с китайцами по дешевизне продуктов мы не сможем. Инновационная экономика за деньги не покупается. Это образование, состояние души, нежелание уехать или желание приехать к нам работать, потому что здесь лучшие условия”.
Профессор считает, что у нас нормальный бизнес: “Он еще недоразвит, я бы сказал, он в пубертатном (подростковом. — Прим. авт.) возрасте, прыщавый, нахальный. У него недостатки, связанные с молодостью. Но он работоспособный. Правда, чиновники говорят, что он социально безответ­ственный, корыстный. Но бизнес другим не бывает. Человек, который занимается бизнесом, дей­ствует или ради собственной корысти, или идет заниматься другими делами.
В Высшей школе экономики выступал Мухаммед Юнус, профессор, лауреат Нобелевской премии, окончивший университет Вандербилта (США), с ученой степенью доктора экономиче­ских наук, преподаватель экономических дисциплин университета Читтагонга. Этот предприниматель из Бангладеш создал банк для бедных. Объяснил, как работает его банк: он не берет большой процент, но предоставляет в сотни раз больше кредитов, чем его коллеги. И получает довольно приличную прибыль.
У нас пока такого Мухаммеда Юнуса нет. Тем не менее российский бизнес работоспособен. Он только что родился — 15 лет назад. Если ему не мешать и поставить его в законодательные рамки, отпихивать тех, кто норовит что-то ухватить, то все будет нормально.
Теперь возьмем другую сторону. У нас есть толковые люди, которые способны заниматься наукой, у кого к этому есть тяга? Есть. Я с молодежью общаюсь и радуюсь: вот будущий бизнесмен, вот ученый, вот чиновник. Есть нормальный народ. Нормальная у нас страна. Только рабство надо выдавить”.
Галина Миронова.