Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Брат” приоритетного национального

7

В Чувашии побывали семь экспертов института проблем образовательной политики (Москва). Цель их визита — своими глазами увидеть, как у нас реализуется комплекс­ный проект модернизации образования (КПМО), дать консультации. Перед тем, как отправиться в Канаш, где по данной теме должен был пройти семинар, в гимназии № 5 Чебоксар состоялся брифинг с участием столичных гостей и министра образования и молодежной политики ЧР Галины Черновой.

 

Галина Чернова сообщила, что главная цель КПМО — сделать качественное образование доступным для каждого ребенка. Вторая, которую преследует проект, — повысить эффективность бюджетных вложений. Министр кратко рассказала о том, как в Чувашии реализуется каждое направление. Например, развитие сети общеобразовательных учреждений. В 2001 году в нашей республике насчитывалось около 700 школ, сейчас их 542. Это учебные заведения разных моделей: школа-дет­ский сад, социокультурный образовательный комплекс, кустовая базовая школа или ресурсный центр. Они оснащены самой современной техникой, ребятам преподают лучшие учителя. Более 11 тысяч детей из 800 деревень подвозят к базовым школам на 277 автобусах. И каковы результаты? Вот уже несколько лет выпуск­ники сельских школ сдают ЕГЭ не хуже город­ских. Поступаемость первых в вузы возросла с 38 до 51 процента.
“Как связаны между собой КПМО и приоритетный национальный проект “Образование”? Является ли первый частью второго?” — спросил московских гостей журналист “Граней”.  Ответил эксперт “Эврики” Владимир Бацын: “Формально они не связаны, но по сути и цели, которую должны достигнуть, органично переплетаются”. И пояснил, что следует понимать под термином “качественное образование”: “Качественность образования измеряется не объемом полученных знаний, а способностью человека быть востребованным, конкурентоспособным в современном обществе. Цель комплексного проекта — добиться того, чтобы каждый человек мог получить такое образование, которое позволит ему максимально раскрыться и реализовать свои возможности.  Именно потому, что нет и быть не может двух человек, у которых полностью совпала бы индивидуальная образовательная траектория (новый термин в образовании. То, какие предметы и дисциплины сам учащийся предпочтет изучать углубленно, и составит его образовательную траекторию. — Прим. авт.), нет и идеальной образовательной модели, — считает В.Бацын. — Сегодня в тридцати одном регионе России реализуется 31 образовательная модель. Никто потом не станет определять лучшую и предлагать внедрить только ее по всей России. Нынешняя ситуация — попытка создать в стране многомерное образовательное пространство”.
Внедрение любого новшества всегда связано с определенным риском. В случае с КПМО определены риски каждого из пяти основных направлений проекта. О них рассказал Владимир Бацын. К примеру, “суть введения новой системы оплаты труда заключается в переходе от неравенства в бедности к неравенству в достатке. Зарплаты лучших и “обычных” преподавателей должны значительно различаться. Ну, хотя бы в три-четыре раза, — заявил московский эксперт. — В дифференциации учителей по этому признаку и заключался риск. Практика показала, что он оказался не столь велик. Учителя в своем большинстве хотят жить хорошо”. “И не получать деньги, а зарабатывать”, — подчеркнула Галина Чернова.
Андрей СЕРГЕЕВ.