Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Почему “глас народа” игнорируют?

24.04.2008 /
8

Объявление у подъезда гласило: “Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. индивидуальные приборы учета электрической энергии не относятся к общедомовому имуществу, ответственность за их исправное техническое состояние несет наниматель или собственник квартиры, следовательно, замена приборов учета, не соответствующих требованиям, должна проводиться за счет граждан, проживающих в ней”.

 

Да, действительно, счетчик не входит в состав общего имуще­ства. Но вот какая штука. Постановление Правительства РФ – подзаконный акт,  оно издано на основании статей 39 (“Содержание общего имущества в многоквартирном доме”) и 156 Жилищного кодекса РФ (“Размер платы за жилое помещение”). А есть еще Гражданский кодекс РФ (кстати, имеющий большую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ), в пункте 2 статьи 543 (“Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования”) которого прямо говорится: “В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию”.
Следовательно, требования п. 3 объявления в подъезде о том, что поквартирный прибор учета должен иметь пломбу государ­ственной поверки с давностью не больше двух лет и класс точности 2,0 и выше, предъявляются той самой энергоснабжающей организации. Правилами учета электрической энергии (утверждены Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г.) предусмотрено, что средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений, а периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.
Что же получается? Управляющая компания выдвигает требования к жильцам о соответствии счетчиков существующим нормам, в то время как за исправность приборов и их поверку в установленные сроки отвечают (в соответствии с Гражданским кодексом) другие организации. Хорошо, допустим, я собственник счетчика. Кто мне докажет, что прибор действительно непригоден к дальнейшей эксплуатации? Кто проверял мой счетчик номер такой-то? Где соответствующий акт? Где моя подпись о том, что я ознакомлен с этим документом?
Вот с природным газом все просто и понятно. Есть договор, где четко сказано, что один раз в три года газовое оборудование в квартире должно быть проверено квалифицированными специалистами и допущено к дальнейшей эксплуатации. Но где, позвольте полюбопытствовать, аналогичный договор по счетчику электроэнергии? Кто предлагал его заключить? Из какой засады вынырнула УК в ЖКХ со своими требованиями? Где надзорные и метрологиче­ские органы отсиживались все эти годы, чтобы теперь предъявлять претензии: у вас нет пломбы госповерки! Да у меня и доступа к тому счетчику нет, поскольку не положен!
Конечно, 600 рублей — не очень большие деньги. Вот только с жильцами, как всегда, никто не посоветовался, навязывая услугу, возможно, совершенно не нужную (все-таки в былые времена тоже умели делать качественные вещи, которые служат много лет). Трудно сказать, почему “глас народа” игнорируется. Обычно в таком пожарном порядке исправляют какие-то внутриведом­ственные огрехи (к примеру, спохватились, что намеченные сроки поверки счетчиков давно нарушены) или лоббируют интересы производителя некоего товара.
Александр ПРОСВИРНОВ.