Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Дмитрий Медведев: Россия — вперед!

01.02.2008 /
3

22 января в Москве под эгидой Общественной палаты прошел Второй Общероссийский гражданский форум. Перед участниками форума выступил первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев.

— Полностью согласен с нашим Президентом, который сказал, что лимит на революции и гражданские распри Россия исчерпала в прошлом веке. В 90-е годы наша страна прошла, что называется, “по краю”. И по­этому главное для развития нашей страны — это продолжение спокойного и стабильного развития.

 По сути, ведь все, что делалось в стране в по­следние восемь лет, имело целью дать России длительную перспективу успешного развития. И когда в начале 2000 года мы занимались “расчист­кой завалов”, решением острых, неотложных проблем — уже тогда мы всерьез думали о том, как работать на десятилетие вперед. Думали не только о масштабных экономических задачах, но и о нравственных ценностных ориентирах. Без этого не может жить ни одно уважающее себя государство. Тем более такая страна, как Россия, — с ее исторически обусловленной ролью и той ответственностью, которую наша страна несет перед мировым сообществом. А главное, той ответственностью перед сегодняшними и будущими поколениями российских граждан, поколениями, которые придут нам на смену.
Вот почему так важна системная и последовательная работа всех нас по выполнению стратегических ориентиров. Вот почему и нужны десятилетия устойчивого роста. И готовящаяся программа долгосрочного социально-экономического развития России, программа до 2020 года — это принципиальный этап, позволяющий уже сегодня увидеть “горизонты” более длительного порядка, посмотреть на перспективу.

Говоря о роли гражданского общества в развитии Россий­ского государства, можно прямо сказать, что, по сути, роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демо­кратию. А значит, роль общества в этих процессах — все­проникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики.
Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, на основе широкой общественной поддержки, на базе действующего законодательства и демократиче­ских процедур, в основе которых лежит диалог между обществом и властью, диалог о целях и приоритетах национального развития.
Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом. Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе — это гражданское достоинство человека. Третье — его благополучие и социальная ответ­ственность.
Мы и дальше будем продолжать вести твердый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право частной собственности, укреплять общие принципы рыночной экономики.

Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем “инвестировать” деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.
Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества. Общества демократического и имеющего рычаги влияния на власть, контролирующего эту власть. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур и институтов общественного контроля. Вот почему мы пошли на серьезное реформирование законодательства о партиях и законодательства о выборах.
Сейчас партии становятся реальной силой. И в целом развитие партий усиливает парламентскую, представительную составляющую всей системы государственной власти.
Кроме того, сегодня уже большинство партий говорит о необходимости соблюдения основных конституционных начал, основных прав и свобод граждан. О том, что достойную жизнь для людей можно по­строить только на основе эффективно развивающейся рыночной экономики. Кстати, в это почти не верилось 15 лет назад, что по этому поводу можно найти консенсус в нашем обществе, но сегодня можно отметить, что, по сути, консенсус на эту тему в нашем обществе состоялся. И это огромное достижение развития нашей страны за последние восемь лет.

Несколько слов о региональных и местных властях. Мне не раз доводилось слышать, что за последние годы наша политическая система кардинально изменилась и стало, мол, больше административной ясности, но гораздо меньше общественной поддержки.
Между тем вот эта административная ясность (то есть четкое понимание того, на каких уровнях какие решения принимаются) — это первое условие обеспечения общественной поддержки. И если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последняя гарантирована только дееспособной и успешной власти.
Сказанное непосредственно касается и местного самоуправления, которое само по себе является важнейшим элементом любого демократиче­ского общества. Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, так, как это во всем мире, — без указаний и распоряжений сверху. Местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами.
Повторю еще раз, потому что это крайне важная мысль: власть существует не для себя самой, а для эффективного
управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.

Содействие неправительственным организациям, некоммерческим организациям в их работе, в выполнении востребованных социальных и общественных задач — несомненный приоритет демократического государства. И, конечно, современное и процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого — это влиятельные и независимые СМИ, причем и федеральные, и региональные, где очень много проблем, и печатные, и электронные, и так называемые новые сред­ства массовой информации.
Кстати, эта тема связана в целом с другой, большой и серьезной глобальной проблемой России — Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. Между тем правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны. А уровень правового сознания людей настолько высок, что позволяет эффективно контролировать действия чиновников обществом.
И, конечно, никакие ценностные правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей. Поэтому повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами. И нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни: от без­опасности до материального достатка.

Новый характер в этой связи приобрела и наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а прежде всего сам гражданин. И именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются довольно значительные деньги: это и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.
Здравоохранение и демо­графическая программа должны служить сохранению и приумножению российской нации. Кроме того, каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам. С тем, чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой, а значит, был успешным, был уверенным в завтрашнем дне.
Надо сделать все, чтобы не становилась тупиковой, неразрешимой ситуация, когда человеку приходится менять сферу профессиональной деятельности, переезжать в другой город, менять работу и искать ее в этом новом населенном пункте. И, наконец, чтобы у нас как можно больше появлялось возможностей для решения жилищной проблемы, как можно у большего количе­ства российских семей.
Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость. Чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с “концом жизни”, с бедностью и социальной неустроенностью. Чтобы пенсии просто позволяли нашим гражданам жить по-человечески.
Все это вместе: и создание справедливого государства, и развитие сильного граждан­ского общества, и благополучие людей — на мой взгляд, и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения о национальной идее.

…Ни у кого не должно быть сомнений: Россия и дальше будет развиваться как страна, открытая для диалога и сотрудничества с мировым сообществом. А ее активное, влиятельное участие в международных делах будет основываться на соблюдении принципов и норм международного права, на укреплении роли ООН в решении мировых проблем. И, конечно, исходя из наших собственных интересов, на понимании меры своей ответственности за разумное развитие демократиче­ского мироустройства, за решение глобальных экономиче­ских и иных проблем.
Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. И поэтому в заключение хотел бы повторить действительно актуальный для нашего времени девиз, девиз сегодняшнего форума: “Россия — вперед!”

(Печатается
в сокращении.)