Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

В дошкольном мире назревает революция

17

О дошкольном образовательном учреждении, которым руководит Валентина Балукова, в городе давно идет добрая слава. Многие родители готовы возить ребенка с одного конца города на другой, лишь бы он попал в детский сад № 27 “Рябинка”. В нынешнем году об этом ДОУ заговорили и в республике. Детский сад участвовал в республиканском конкурсе на соискание гранта Президента Чувашии и назван среди лучших. Николай Федоров на августовской конференции педагогов-дошкольников лично вручил В.Балуковой диплом, свидетельствующий о присуждении образовательному учреждению 200 тысяч рублей. А сама Валентина Николаевна стала победителем городского конкурса “Человек года” в номинации “Работник образования года-2007”.

Заведующая детским садом № 27 Валентина Балукова.  Фото Валерия Бакланова. 
 

— Валентина Николаевна, на что потратили деньги гранта?
— Приобрели для всех групп новую мебель (детские столы, стулья), спортивный инвентарь, диванчики, кресла и столы в игровые уголки.
Оборудование поступило в тихий час. Дети, когда проснулись, ничего не поняли, сели на диванчики и сидят. Восторг, какой отразился на их лицах, описать невозможно. Не могут нарадоваться до сих пор. Кроме того, мы получили наглядные пособия, развивающие игры, литературу и современные мольберты.
Наш детский сад является республиканской экспериментальной площадкой по реализации проекта  “Уверенный старт”. Эксперимент идет в одиннадцати регионах Российской Федерации, в республике в нем участвуют восемь дошкольных учреждений, в том числе и мы. Он направлен на выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. В выпускных группах введены новые виды занятий: социальное развитие, психомоторная деятельность, а занятия по интеллектуально-художественной деятельности вместо одного в неделю стали проводить каждый день. По­этому мольберты очень кстати.
Эксперимент идет второй год, продлится до 2010-го и предполагает революцию в дошкольном мире: достаточно качественную подготовку к обучению в школе и укрепление здоровья воспитанников.
 Хотелось бы отметить, что и городская администрация решила поддержать победителей республиканского конкурса на грант Президента ЧР (выиграл его в Новочебоксарске еще дет­ский сад № 50), установив на территории наших дошкольных учреждений новое оборудование на 600 тысяч рублей в каждом. На участках всех дошкольных групп буквально на днях установили красивую беседку, лаз “Вишенка”, руль для сюжетных игр, а в ясельные — беседки и качельки “Заяц” и “Петушок”.
Кроме того, в этом году нам сделали уличное освещение, пожарную сигнализацию, заменили подушки, одеяла. Мы, конечно, очень благодарны. Хочется, чтобы подобные меро­приятия не ограничивались Годом ребенка, и в дальнейшем было такое же внимание к дет­ским садам.
— Говорят, каким вырастет человек, во многом зависит от воспитателя. Согласны с этим?
— Согласна. Психологи считают, что ребенок на 70 процентов развивается как личность к пяти годам. Это самый благоприятный период для воспитания. Можно сказать, ребенок приходит к нам словно кукла, воспитатель за пять лет формирует из него личность. Мы мечтаем видеть детей честными, порядочными, а поскольку приоритетное направление деятельности дет­ского сада — интеллектуальное, хотим, чтобы у них был развит интеллект.
Родителям тоже объясняем, что детские впечатления самые сильные и самые острые. Если малышу внушить, что можно, что нельзя, и пример показать, это останется с ним навсегда. Допустим, если до пяти лет ребенок поймет, что курить вредно, то, став взрослым, он не возьмется за сигарету. Но бывает, в садике говорят одно, а дома малыш видит другое.
Вышли дети на прогулку, один нашел палочку и имитирует курение. Воспитатель спрашивает: “Ты что делаешь?” — “Курю”. — “Как папа?” Качает головой: “Нет”. — “Дедушка дома курит?” — “Нет”. — “А кто же тогда?” — “Мама”.
— Чтобы противодействовать такому примеру матери, воспитатель должен быть не менее любим. У вас есть свои арины родионовны?
— С 1984 года наш детский сад является базовой площадкой  для прохождения практики учащихся педагогического колледжа им. Н.Никольского в Чебоксарах, а с 2006-го и для студентов педуниверситета им. И.Яковлева. Я присматриваюсь не только к профессиональным, но и к личностным качествам практикантов, лучших приглашаю на работу. Многие наши  воспитатели имеют дипломы с отличием. Например, Маргарита Валентиновна Никифорова, Ирина Юрьевна Закирова, Елена Вячеславовна Леонтьева.
Кадры сильные, владеют не только новыми технологиями в работе с детьми, многие еще освоили авторскую педагогиче­скую — “Прогноз погоды на основе примет чувашского народа”. Она разработана творческой группой нашего детского сада, в составе которой воспитатели Татьяна Михайловна Ефимова, Маргарита Валентиновна Никифорова. Кстати, теоретические аспекты этой технологии опубликованы в российском журнале “Обруч (образование, ребенок, ученик)”.
— Вы сами в садик ходили?
— У нас  в селе в Ивановской области не было дошкольного учреждения, и я даже не представляла, что это такое. Тем не менее читать научилась до школы, помню, папа “Правду” выписывал, вместо букваря мне давал почитать.
Родители работали в колхозе, но все-таки в выборе профессии немалую роль сыграли их стремление делать добро, отзывчивость, без чего воспитателю не обойтись. После окончания школы у меня была возможность поступить вне конкурса в сельхозинститут как победителю агробиологической олимпиады. Однако выбрала педагогическое училище. Позже заочно окончила пед­институт.
В Новочебоксарск приехала в 1983 году, начала работать в детском саду № 27, прошла все ступеньки: от воспитателя до заведующей, и скоро будет 25 лет, как тружусь здесь.
— Дети с того времени сильно изменились?
— Нынешние ребятишки владеют большим объемом информации, в арсенале их игр и развлечений современная техника, оборудование. На мой взгляд, они более развиты в интеллектуальном плане. Менее стеснительны, более раскрепощены. Раньше в группах находилось около 30 человек, но организовать детей было проще. Сейчас, когда их 15-20, сложнее: нужно найти подход к каждому, суметь заинтересовать.
— Кто-то из воспитанников особо запомнился?
— Когда начала работать воспитателем, у меня в группе был мальчик-хулиганчик. Если что-то случалось, все знали — он виноват, дети сразу указывали на него: “Это Женя сделал”. Однажды я сама нечаянно разбила посуду. Дети этого не видели, но, обнаружив осколки, сказали: “Опять Женя тарелки разбил”. Сам по себе он был неплохой мальчик, но очень шустрый, подвижный, забияка. Вырос хорошим человеком, получил профессию связиста.
— Расскажите о своей семье.
— Муж работает в ОАО “Дорисс”. У нас двое детей. Старший — сын, окончил историче­ский факультет ЧГУ, поработал в школе немного, потом уволился. Но, думаю, придет время, когда он вернется к профессии педагога. По своему характеру (он очень доброжелательный, внимательный) ему бы в школе работать — была бы польза детям. А дочь учится на втором курсе Волжского филиала МАДИ.
— Как отдыхаете?
— Люблю путешествовать. Обычно по выходным ездим на природу, за Волгу. Есть любимые места. В этом году обнаружили озеро, где уточка вывела питомцев. Все лето наблюдали, как она заботится о них, как они плавают. Там такая тишина! А потом рядом нашли черничник, собирали ягоды, вскоре там брусника созрела. В одном месте все: и отдых, и уточка, и ягоды. И впечатлений набрались, и варенья наварили.
Кроме того, ежегодно в Башкирию ездим к родным.
И телевизионные передачи мне нравятся, рассказывающие о путешествиях. Самая любимая — “Непутевые заметки” Дмитрия Крылова. Всей семьей смотрим, стараемся не пропустить.
— О чем мечтаете?
— Многое, о чем мечталось, сбылось. В следующем году хотим участвовать в конкурсе на самую благоустроенную территорию детского сада. И победить.
Светлана СМИРНОВА.