Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Наполнить паруса корабля “Образование” свежим ветром, избежать рифов и мелей

7

Традиционный республиканский августовский педсовет впервые в нынешнем году прошел в три этапа: для учителей школ, преподавателей вузов, техникумов и училищ, воспитателей дошкольных учреждений. По словам министра образования и молодежной политики ЧР Галины Черновой, сделано это для того, чтобы как можно больше педагогов смогли принять участие, были в курсе, чем живет отрасль сегодня.
 

На республиканской учительской конференции Г.Чернова напомнила, что модернизация в сфере образования в нашей республике началась в 2001 году. Еще тогда была поставлена задача — обеспечить доступность качественного образования для каждого ученика. За минувшие годы сделано многое. Недавняя победа в конкурсе субъектов Россий­ской Федерации на право участвовать в эксперименте по введению новой системы оплаты труда (пройти сито отбора смог лишь 21 регион из 53, подавших заявки) — очевидное подтверждение, что ставка на модернизацию образования в Чувашии сделана правильно.

Оптимизация затрат
Суть нормативно-подушевого финансирования проста: существуют нормативы, согласно которым на каждого ученика положена определенная сумма. В зависимости от того, сколько учащихся в учебном заведении, столько денег оно получает. Здесь есть одна проблема: нормативы в город­ских и деревен­ских школах неодинаковы. Причем отличаются расходы как на обучение, так и на содержание здания. На селе они значительно выше, там обучение одного ученика обходится государству более чем в 10 тысяч рублей в год, тогда как в городе примерно в
7 тысяч рублей.
Что с этим можно поделать? Провести реструктуризацию сети школ. По словам министра, экономический эффект от нее в 2006 году составил 171 миллион рублей, средства эти были направлены на решение более важных задач, нежели обогрев и освещение полупустых зданий школ. (Г.Чернова затронула лишь один аспект ре­структуризации. Другие ее цели — создать так называемые базовые школы, в которых работают первоклассные педагоги, где есть самое современное оборудование. — Прим. авт.)
Все вышесказанное относится в первую очередь к сельским учебным заведениям. Ну а что городские? Средняя наполняемость классов в целом по республике 19,8 ученика, в Чебоксарах — 25, в Новочебоксарске — 24,5. Причем она далеко не одинакова в разных образовательных учреждениях. Некоторые школы загружены лишь на треть, а другие работают в две смены. “Реструктуризацию сети школ следует продолжить”, — подчеркнула Г.Чернова.

Контроль
качества
Вложения в модернизацию системы образования посчитать нетрудно. А как “измерить” результат? В прежние годы брали во внимание количество медалистов, победителей олимпиад разного уровня, результаты экзаменов у выпускников. Сейчас есть новые “инструменты”. Среди них — ЕГЭ в одиннадцатых и муниципальный экзамен в девятых классах. По­следний проводили в нынешнем году впервые. Его результаты показали, что лишь около 50 процентов ребят подтвердили свои годовые оценки, остальные справились с заданиями хуже.
Заметно больше стало желающих каким-либо образом нарушить правила проведения ЕГЭ, отметила министр. И добавила: “Нынешним летом в некоторых школах в последний момент перед единым госэкзаменом мы заменили персонал. В результате учебные заведения показали результаты значительно  хуже, чем в предыдущие годы. Очевидно, в следующем году необходимо внести коррективы в процедуру проведения ЕГЭ, а также пересмотреть систему внутришкольного контроля”.

Мнимые
подтасовки
Ну а что Новочебоксарск? Присутствовавший на город­ской педагогической конференции (состоялась 23 августа в Центре развития творче­ства детей и юношества) начальник отдела развития общего образования республиканского министер­ства Михаил Федотов повторил, что, хотя оценка, выставленная на ЕГЭ, в целом все же более объективна, чем на обычном экзамене, “в процедуре единого государственного есть недостатки”. Сразу за этим привел следующие данные: оценку “неудовлетворительно” на ЕГЭ по русскому языку в нашей республике получили около 7 процентов одиннадцатиклассников, в Новочебоксарске — 0,8 процента.
Уже после конференции я задал М.Федотову вопрос: имел ли он в виду возможную подтасовку результатов? Тот ответил, что просто привел статистику, рекомендовал обсудить ее в педагогических коллективах школ.
В управлении образования горадминистрации, куда я обратился за комментариями, считают, что отличные результаты город достиг благодаря талант­ливым учителям-филологам и хорошей системе дополнительной подготовки. Именно по­этому все семь лет (а не только последний год), что проводится ЕГЭ, новочебоксарские ребята сдают экзамен по русскому преимущественно на “хорошо” и “отлично”.

Новая система
оплаты труда
и аттестации
Этой теме Г.Чернова уделила большое внимание. Отныне учитель перестанет быть только “уро­кодателем-почасовиком”. В новой системе оплаты труда авторы постарались учесть все виды деятельности учителя.
Оплата будет состоять из двух частей: базовой и стимулирующей. Первая зависит от образования и квалификации преподавателя, имеющихся ученых степеней и званий. Вторая — от успехов педагога и его учеников за определенное время (планируется, последние полгода). Критерии оценки во многом схожи с теми, что брали за основу при определении победителей конкурса на соискание гранта Президента РФ В.Путина.
В нынешнем году фонд стимулирования заложен в размере 10 процентов от фонда оплаты труда, но в ближайшие годы намерены увеличить его до 30 процентов. Распределять средства станет общественный управляющий совет школы (должны были появиться во всех школах до
1 сентября. — Прим. авт.). Отныне ему дается, по выражению Г.Черновой, “реальный инструмент воздействия на школу”.
Впрочем, с сегодняшнего дня в полной мере эксперимент вступает в силу лишь в тридцати учебных заведениях, получивших премию Президента РФ В.Путина в размере одного миллиона рублей (лидеры рейтинга). Кстати, среди них только одно из Новочебоксарска — гимназия № 6. Остальные школы присоединятся к эксперименту по­степенно.
Несколько слов об изменении процедуры аттестации. В первую очередь новшества коснутся тех, кто претендует на выс­шую квалификационную категорию. Теперь педагогам придется держать испытания на предметную компетентность (в том числе умение обращаться с компьютером), вторая часть аттестации — экспертиза результативности деятельности учителя. Кстати, министерство рекомендует муниципалитетам по тому же принципу организовать аттестацию учителей на первую и вторую квалификационные категории.
Андрей СЕРГЕЕВ.