Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

“Книжным” поборам придет конец?

03.08.2007 /
7

О введении в России обязательного одиннадцатилетнего образования “Грани” писали дважды (см. публикации “Одиннадцатилетнее, обязательное...” за 12 апреля и “Закон повелит учиться по полной программе” за 19 июля). Документ подписан Президентом РФ В.Путиным 21 июля, вступает в силу с 1 сентября этого года. О большинстве поправок, которые внесены в Закон РФ “Об образовании”, мы уже сообщали. За рамками предыдущих публикаций осталась тема учебников. О них и поговорим сегодня.
 

Зачем
закручивать гайки?
Законодатели решили ужесточить контроль над тем, сколько и каких учебников появляется в стране. Отныне в компетенции федеральных органов государственной власти находятся порядок отбора и утверждение списка организаций, которые могут их издавать. Кроме того, та же специальная комиссия Министерства образования и науки РФ станет определять порядок проведения экспертизы, составлять федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательных школах.
По мнению заместителя председателя комитета по образованию Госдумы РФ Валентины Ивановой, в России для печатания учебников достаточно пяти-шести издательств. Некоторые ее коллеги были против этого нововведения и да­же подозревали авторов поправки в лоббировании интересов крупных издательств. Однако им возразили, что сейчас в море учебной продукции слишком много книг, не соответствующих существующим тре­бованиям. Например, санитарным. Экономия на качестве бумаги, плохое издательское исполнение способны не лучшим образом воздействовать на здоровье школьника.
Кроме того, у педагогов есть претензии и к содержанию пособий. Так, например, в учебниках по истории, изданных за счет фонда Джорджа Сороса, главная роль в победе во второй мировой войне приписывается... США.
В итоге поправки были приняты.

Выбор
новочебоксарских учителей
Правило “В учебном процессе следует использовать лишь учебники с грифами “допущено” либо “рекомендовано” действует и сейчас. Учитель может выбрать любое пособие из федерального перечня и использовать на своих уроках. Вообще, хаос и неразбериха, характерные для середины девяностых годов прошлого века, постепенно проходят. Тогда, например, учебники Соросовского фонда использовались во многих школах нашего города. Поступали они бесплатно и централизованно, но, по выражению одной моей знакомой учительницы, “были вредительскими”, искажали многие факты в истории России.
А иногда учитель нарушал названное правило, сам того не желая. Однажды такое произошло с преподавателем химии (просил не называть фамилии). Он вел уроки по учебнику Г.Рудзитиса, Ф.Фельдмана.  Это весьма распространенный учебник, по нему занимаются ученики с 7 по 11 класс. Так случилось, что однажды этот труд не попал в ежегодно утверждаемый федеральный перечень. Поменять учебник не представлялось возможным: преподаватель вел занятия по разработанной авторами пособия системе подачи материала, следуя логике развития тем, и ломать всю систему целиком не захотел. Так и учились целый год по “запрещенному” пособию, пока на следующий год оно снова не оказалось в списке допущенных.
Кстати, в настоящее время просто нет необходимости искать для класса какие-то экзотические экспериментальные книги. Только один перечень (на самом деле их три: для обычных, национальных и коррекционных школ. — Прим. авт.) допущенных и рекомендованных пособий на 2007-2008 учебный год для общеобразовательных учреждений занимает более 80 страниц! Например, “Математику” для 5 класса сейчас можно выбрать из 9 пособий. Впрочем, согласно поправкам в Закон “Об образовании” такой свободе вскоре придет конец.

Список
и перечень
С 1 сентября образовательным учреждениям вменяется в обязанность ежегодно составлять список учебников для занятий. Любой родитель вправе ознакомиться с ним. Естественно, выбирать педсовету придется из федерального перечня. Учитель в свою очередь может предпочесть что-то только из школьного списка.
Для чего же так все усложнять? Дело в том, что разные пособия предполагают различное количество часов, отведенных на изучение предмета. Если, например, класс с гуманитарным уклоном, то ребятам незачем учить математику по расширенной программе (допустим, преподаватель считает ее главной наукой, потому из лучших побуждений стремится дать больше знаний), достаточно стандартной.
По мнению заместителя начальника управления образования горадминистрации Александра Осокина, новше­ство способствует внедрению профильного образования. Отныне администрациям школ станет легче контролировать, кто и как преподает свой предмет.
На чьи плечи
“лягут” книги?
В редакцию “Граней” не раз обращались родители учеников с сетованиями, что их каждый год вынуждают сдавать определенную сумму на учебники. На эти деньги образовательные учреждения закупали новые взамен устаревших морально и физически. Понятно, обновить фонды целиком не получалось, поэтому меняли лишь самые истрепавшиеся экземпляры.
Постоянные жалобы привели к тому, что в некоторых школах решили: отныне деньги не собираем, станем выдавать из школьной библиотеки то, что есть. Когда книги придут в негодность (в среднем срок службы составляет 5 лет), пусть родители сами покупают весь комплект необходимых пособий. Понятное дело, такой оборот пап и мам тоже не устраивает.
Кто же должен обеспечить школяров учебниками? Согласно поправкам в Закон “Об образовании” теперь эта обязанность возложена на субъекты Российской Федерации. Как считает Александр Осокин, данные поправки должны снять тяжкое бремя оплаты учебников с плеч родителей, но произойдет это не раньше следующего года. Вероятно, в республиканском бюджете на 2008 год следует заложить средства на эти цели. Впрочем, книжные фонды школ настолько устарели, что провести обновление в один прием вряд ли получится, считает он.
В Министерстве образования и молодежной политики ЧР поправки в федеральный закон комментировать по телефону не стали.
Андрей СЕРГЕЕВ.