Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

На родине Данте и Петрарки

30.07.2007
6

Россия, конечно, делает ракеты, и балет у нас на уровне. Но, что греха таить, российская промышленность иногда не способна удовлетворить все растущие потребности народа в качественной и модной одежде, обуви и тому подобном. То есть во всем, что позволяет жить по европейскому стандарту. Евростандарт поставляется в нашу страну из Европы, в том числе из Италии.

собор Сан-марко в Венеции. 

Если родина Данте и Петрарки представляется вам как набор архитектурных памятников, макарон, вина и местной водки — граппы, то об Италии вы знаете далеко не все. Полуостров в форме мушкетерского сапога наводнен складами с одеждой, обувью и мебелью. Специалисты по шоп-турам в Италию насчитывают несколько тысяч подобных заведений, откуда начинают свой путь в Россию меха и кожа, трикотаж и бижутерия, дет­ские вещи, сапоги и туфли.
Моя знакомая Катя уверяет: ценам можно аплодировать, на модную одежду они ниже московских раза в три. Еще, говорит, стоит прокричать троекратное “ура!” итальянкам, которые безумно любят мучное и при этом умудряются не толстеть и прекрасно выглядеть. Катерина и сама ослепительна, а особенно стильно она выглядит в сапогах на каблуках, в коих ее угораздило отправиться в Венецию. Обувка отравила весь отпуск, было уже не до “Sole mia” в исполнении гондольеров и не до архитектурных изысков. По Венеции надо ходить пешком. Вечером, проклиная все на свете, она водружала горящие ступни на стол. Денег на новую обувь было жалко.
Город расположен на 120 островах, имеет 160 каналов,
400 мостов. Конечно, не все улицы — каналы, есть и обычные, по которым ковыляла Катерина на своих высоких каблуках. Вдоль них — виллы из белого мрамора, увитые вино­градом. Гондольеры (их около 5 тысяч) — довольно пожилые люди в соломенных шляпах с ленточками. Ежегодно 6 февраля, в день святого Стефана, начинается карнавал, который радует людей 10 дней. Звонят все колокола, на Большом канале проводится парад гондол.
Национальная кухня развилась под влиянием окружающих стран. Неправильно думать, что тут основная еда — макароны. В ресторане, рассказала Катя, вам подадут жареного барашка, телячье филе с ветчиной и шалфеем. Любая трапеза начинается с разнообразных салатов. Завтрак итальянца не обилен: кофе и к нему что-нибудь сладкое. Обед тоже легкий. Но зато ужин! Суп едят в
6 часов вечера, после него — второе: телячья голень с овощами, рис, обильно приправленный шафраном и пармезаном, вино белое или розовое.
Спросила у Кати, как итальянцы одеваются. Она говорит, что у них есть чув­ство цвета. Столицей моды считается Милан, и там же проводятся главные показы мод.
В 2001 году Катя опять посетила Италию (как раз тогда произошло извержение Этны и случилось землетрясение, к счастью, обошлось без жертв), на этот раз Падую. Ей там понравилось, хотя позже прочитала в газетах, что это место признано самым худшим из курортов Италии. Катя была и в Римини, где любят отдыхать русские. Наши соотечественники предпочитают проводить время на тамошних песчаных пляжах.
В стране много иностранцев. Причина — крайне неблагоприятная демографическая ситуация. По рождаемости Италия занимает одно из последних мест в мире, и чтобы сохранить трудовой потенциал, необходимо принимать значительное количество иммигрантов. Единственное, что напрягает итальянцев, — обилие опасных ситуаций, связанных с незаконным ввозом рабочих: в грузовых контейнерах, на утлых суденышках, по суше — по труднопроходимым горным тропам. Карабинеры еженощно задерживают на побережье десятки лодок с беженцами из соседней нищей Албании. Кормят, поят людей, размещают в лагерях, депортируют через Адриатику обратно на родину, но все зря. Через несколько дней иммигранты “по экономическим мотивам” снова оказываются в Италии.
Когда итальянец покупает жилье, он прежде всего интересуется, кто живет рядом, неблагополучных соседей стараются избегать. “Квартиры или дома в богатых городах, таких, как Милан, Рим, Венеция, исключительно дороги, — говорит Стефано Фриджерио, приехавший на завод “Чувашкабель” по делам. — Спрос диктует предложение, и цены могут доходить до 1 млн. евро”.
Местный рынок недвижимости строго делится по географическому признаку. Как каждый итальян­ский северянин считает себя человеком более продвинутым по сравнению с каким-нибудь выходцем с юга, так и цены здесь ориентируются по стрелке компаса. Индустриальный север и центр страны — наиболее развитые и экономиче­ски стабильные зоны, где кипит деловая и политическая жизнь и куда приезжает тратить деньги львиная доля туристов. Юг Италии — это аграрная зона.
“Климат разный, — рассказал Стефано, —  а раз земля разная, люди разные, то и жизнь другая. На север приезжают в поисках работы. Северяне, я бы сказал, слишком деловые и меркантильные, испытывают постоянный стресс, так что неправильно говорить, что они лучше южан. Сами знаете, когда зарабатываешь много денег, хочется еще больше. На юге жизнь спокойнее. Они там жалуются лишь, что климат жаркий. Но жара и духота на севере, в Милане, переносятся гораздо тяжелее, в июне-июле зной невыносимый”.
Стефано живет в 50 км от Милана в сельской местности. В Чебоксарах был в октябре-декабре, с начала марта до начала апреля и вот приехал опять. Инженеру-итальянцу город нравится, люди тоже: “Очень хорошие, и не только на заводе. Времени для осмотра города очень мало, ведь я тут работаю даже в выходные, исключение составили 1 и 9 мая. В России впервые  узнал, что такое настоящая зима. Весной все преобразилось, летом стало еще красивее”.
Найти для инженера хорошую работу в Италии — не проблема. Стефано учился в университете, курс обучения 5 лет, но его со студенческой скамьи забрали в армию, так что получилось дольше, доучивался после службы.
В Чувашии итальянца поразило то, что женщины выполняют тяжелую физическую работу. Он это наблюдал и на заводе, и на улице. Например, был удивлен при виде женщины, колющей лед на тротуаре. В Италии, говорит, не увидишь женщин-крановщиц, и тем более штукатуров-маляров женского пола.
Русские часто спрашивают у Стефано, дей­ствительно ли в его стране процветает мафия. Итальянец отвечает, что да, он видел по телевизору передачу про мафию, на юге в каждом районе есть свои преступные организации. Если ты просто турист, ворам, грабителям и рэкетирам нет до тебя дела, хотя все же лучше держать ухо востро. Хуже тем, кто собирается открыть на юге свой бизнес, проблемы будут обязательно.
Стефано ездит по своей стране. Был в Риме, Пизе, Флоренции, Тоскании. В последней в прошлом году провел несколько дней — снял квартиру на время. Очень понравилась архитектура, все засажено виноградом, недалеко море. Катался на велосипеде, мотобайке, заходил в кафе, пробовал сыр и вино. Италия ими славится.
Я не заметила, чтобы Стефано, рассказывая о своей стране, активно жестикулировал, как это делают наши актеры, изображающие итальянцев. Скорее, в своих эмоциях он сдержан. “Это некультурные и необразованные итальянцы машут руками”, — сказала как-то однокурсница, которая живет в Италии уже больше 20 лет.
Ольга РЯБОВА.