Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Печальный дневник смешного англичанина

3

Стартовал третий этап всероссий­ской акции “Читают все!”, которую проводит московская газета “Книжное обозрение”. Познакомить читателей с хорошими новыми книгами, возродить интерес к качественной литературе — вот ее цель.
Второй год в акции принимают участие “Грани”. Все лето мы будем публиковать рецензии на новинки, которые выпускают ведущие книжные издательства России.
А начнем с книги Сью Таунсенд “Адриан Моул и оружие массового поражения”. Ее опубликовало издательство “Фантом-пресс” в серии “The BEST of “PHANTOM”.
 

Адриан Моул...
Произведение написано в форме дневника. Это уже шестой по счету роман об Андриане Моуле. Кстати, “моулиада” пользуется в Англии огромной популярностью. Тому, кто читал хоть одну из предыдущих историй, не нужно ничего объяснять. Непосвященным же расскажу. Адриан Моул — типичный англичанин: умен, начитан, образован. При всем при этом по характеру страшный зануда. Всецело доверяет премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Ведет дневник с детства, заносит в него события и впечатления дня. Получается очень смешно. Тем не менее роман в целом скорее печальный, чем веселый. Возможно, от того, что счаст­ливые люди не ведут дневников.
Перечень тревог Моула довольно обширен. Его волнует судьба 17‑летнего сына Гленна, который того и гляди попадет на войну в Ирак. У Адриана возникли серьезные финансовые проблемы после того, как он приобрел апартаменты на старом аккумуляторном заводе близ Крысиной верфи. Кроме того, 34-летний герой совсем запутался в отношениях со своей девушкой Маргариткой Крокус. Если сначала она представлялась ему этакой “Золушкой”, увлеченной мастерицей кукольных домиков, то постепенно вырисовывается ее настоящий характер, и Адриан уже не знает, как ему отделаться от семейства Крокусов.

...и оружие
массового поражения
Автор намеренно применяет данное словосочетание в различных ситуациях, отчего фраза получает разное толкование. Например, “оружием массового поражения” назван бюст модели Джордан, которой Адриан написал письмо с предложением дать интервью для его книги “Слава и безумие”.
Первое значение фразы, лежащее буквально на поверхности, самое простое. Речь идет о ядерном и химическом оружии, которое якобы прячет Саддам Хусейн. Вопрос “существует ли оно на самом деле?” для Адриана отнюдь не праздный: если удастся доказать наличие в Ираке оружия массового поражения, фирма “Закат Лимитед” обязана будет вернуть Моулу залог в размере 57,1 фунта за неиспользованную туристическую путевку на Кипр.
Возможно, под “оружием массового поражения” автор подразумевает систему кредитования, получившую распространение в Англии. Деньги в долг дают без учета дохода человека, не требуя почти никаких документов. В эту ловушку попадает и Адриан Моул. Он берет ипотечный кредит и, чтобы расплатиться по счетам, заводит все новые и новые кредитные карточки. В итоге долги и проценты растут как снежный ком.
“Оружием массового поражения” можно назвать и обычных лебедей, обитающих в канале по соседству с новым жильем Моула и отличающихся необыкновенно злобным нравом.
“А вы знаете, что лебедь способен сломать человеку руку?” Только за один день Адриану задали этот вопрос около десяти человек, включая его родителей, телевизионного техника и девушку-диспетчера на другом конце телефонного провода. Как известно, если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно выстрелит. А значит, в романе чьей-то руке обязательно придется пострадать...
При желании можно отыскать и другие толкования. Например, такое: “оружием массового поражения” является миф о непогрешимости правительства. Так, вера в Тони Блэра едва не стоила Моулу жизни его сына Гленна и привела к “моральному и духовному банкротству” главного героя. Впрочем, все закончится хорошо. Это я вам обещаю.
Андрей СЕРГЕЕВ.

 

Есть анекдот, в котором покупатель жалуется, что в пирожке отсутствует начинка. На прось­бу продемонстрировать “недостаток” в выпечке человек начинает энергично откусывать от пирожка, замечая: “Вот видите! Нет!”. Вдруг продавец восклицает: “Стойте! Вы проскочили!”. Чтобы не “проскочить” самое интересное в романе Сью Таунсенд, читать его нужно не торопясь. В первую очередь советую ознакомиться с этой историей тем, кто собирается взять ипотечный кредит. 

В Контакте