Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Формула оптимизма — Мюнхгаузен!

8

Одиннадцатого мая мир отметил 287-летие со дня рождения барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнх­гаузена. В галерее “Серебряный век”, что находится при отделе литературы по искусству Национальной библиотеки в Чебоксарах, в этот день открылась экспозиция, посвященная барону. Рассказывает президент клуба “Мюнхгаузен”, организатор выставки Сергей ФЕДОРОВ.

Президент клуба “Мюнхгаузен” Сергей Федоров на выставке, посвященной “самому правдивому человеку на земле”. Фото Анастасии Григорьевой. 

 
 

Настоящая история барона
Иеронима, отца будущей знаменитости, “попросили” из монастыря, дабы бывший монах смог продолжить старинный немецкий род. Его сын по­явился на свет в 1720 году. В 1735-м Карл в качестве пажа герцога Антона-Ульриха Брауншвейгского прибыл в Санкт-Петербург. По ряду свидетельств, спустя пару лет он участвовал в русско-турецкой войне и походе русской армии под Очаков. В 1740-м получил чин поручика. В 1744-м назначен начальником почетного караула, встречавшего в Риге принцессу Софью Фредерику Августу (будущую императрицу Екатерину II). В 1750-м произведен в ротмистры кирасирского полка. В том же году оставил службу и вернулся на родину.
В своем поместье близ Ганновера в кругу друзей и знакомых барон часто рассказывал о приключениях в России. Байки пользовались неизменным успехом. Возможно, здесь их и услышал писатель Рудольф Эрих Распе. Как сообщается в словарях, позже он “переехал в Англию, скрываясь от судебного преследования”. Жить было не на что, вот и решил опубликовать заметки чудаковатого земляка. В 1785 году “Повествование барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и походах в России” вышло в Лондоне на английском языке. Неожиданно произведение стало весьма популярным, и Распе даже поправил свое финансовое положение. Густав Август Бюргер перевел книгу на немецкий, так она вернулась в Германию. Кстати, сам герой — Карл Мюнхгаузен — страшно обиделся на автора, ведь офицер и дворянин представал в опубликованных историях вруном, хвастуном и пьяницей. 

— Выходит, он на самом деле не лгал?
— Во всяком случае, рассказчиком он был выдающимся. Кто из нас во время дружеской вечеринки не приукрашивал свои приключения? Думаю, трагедия настоящего, а не литературного барона заключалась в том, что он рассказывал о России с удивлением. Большинство же его современников (да и более поздние поколения иностранцев) воспринимали нашу страну больше со страхом. Взять, к примеру, “Николаевскую Россию” Адольфа де Кюстина. Его книга — антипод историй Мюнхгаузена. Чтобы увидеть и описывать мир так, как это делал Карл, нужно быть неординарным человеком. Житель города Прохладного (в Кабардино-Балкарии) Владимир Нагово-Мюнхгаузен вообще отстаивает тезис, что по менталитету его предок больше... русский, чем немец.
—  У “самого правдивого на земле человека” есть русский потомок?
— Эта история весьма занимательна. У барона в 1739 году в Санкт-Петербурге случился роман с замужней княгиней Голицыной. У нее родилась девочка. Во избежание скандала ребенка передали на воспитание в казачью семью атамана Наговицына. Спустя двести лет были найдены переписка барона и княгини, а также ее дневники, из которых стало ясно, что существует русская ветвь Мюнхгаузенов.
В декабре 2004 года Владимир в суде Прохладного доказал свою принадлежность к знаменитому роду и изменил фамилию. Сейчас Нагово-Мюнхгаузен (Нагово — псевдоним) готовится выпустить вторую книгу. Первая — “Приключения потомка барона Мюнхгаузена” — есть среди наших экспонатов. Периодически мы созваниваемся с автором, узнаем, как продвигается работа.
— Вижу, на выставке представлены десятки различных изданий о Мюнхгаузене.
— Их здесь более полусотни, все книги из частных коллекций членов клуба. Кроме того, можно увидеть много интересного. Среди студентов худграфа ЧГПУ и художественного училища мы учредили конкурс на лучшую иллюстрацию любой истории о бароне. На открытии выставки победителям вручили “нешуточные” призы.
Отдельный блок экспозиции посвящен различным историческим и вымышленным персонажам, в чьих чертах характера прослеживаются мюнх­гаузеновские черты. Допустим, Козьма Прутков. Помните его знаменитое “Хочешь быть счастливым — будь им!”? Чем не Мюнхгаузен? Это наш соб­ственный проект, который мы воплощали в жизнь три года вместе с замечательным художником Александром Насекиным.
— Расскажите подробнее о клубе.
— Изначально клуб задумывался как... пивной. Есть у нас даже своеобразный девиз: “Общение & пиво”. Причем, заметьте, общение стоит на первом месте. Мы не собираемся в православные или общенациональные праздники и дни постов. Кроме того, принципиально не проводим никаких грубых либо пошлых конкурсов типа “кто больше выпьет пива”. Заранее обозначается тема, готовится программа встречи. Например, провели состязания по метанию резинового сапога. Пытались побить результат, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса. Или такой конкурс: дротиком попасть в силуэт утки. Победителю вручили настоящую жареную утку.
Каждый раз меняются места сбора. “Не повторяться” — одно из наших правил. Заседания проходили в ресторане, на пароходе, острове посреди Волги. Нынешняя же акция клуба впервые носит не развлекательный, а культурный характер.
— К вам может прийти любой или “Мюнхгаузен” закрыт для посторонних?
— Постоянных членов около двадцати. Кроме того, приглашаем гостей. Достаточно соблюсти главное условие: человек должен быть интересным. Возьмем, к примеру, нескольких наших ребят. Александр Насекин — заслуженный художник ЧР. Думаю, его работы достойны самого пристального внимания. Александр Иванов выращивает орхидеи. Попробуйте найти в Чувашии второго такого человека. Новочебоксарец Игорь Бахарев коллекционирует пивную атрибутику. Сюжет о нем показали в программе “Времечко” на ТВЦ.
Ну а чтобы попасть в члены клуба, нужно совершить “подвиг”. Например, заслуженный художник ЧР Виктор Бритвин недавно оформил иллюстрации (они тоже есть на выставке. — Прим. авт.) к книгам о Мюнхгаузене двух издательств: Чувашского книжного и московского “Дрофа”. Мы посчитали, что это вполне подойдет под определение “подвиг”, и приняли Виктора в свои ряды.
— Простите, Сергей Леонидович, а вы кто по профессии?
— Работаю заместителем директора частного охранного предприятия. Мне 41 год.
Сразу замечу: клуб — это хобби. Я вполне могу представить себе направление мыслей студентов художественного училища, когда к ним приходит толстый солидный дядька и, выражаясь языком молодежи, начинает “впаривать” сказки про Мюнхгаузена. Однако кто сделает нашу жизнь интереснее, если не мы сами?
Кстати, обратите внимание: среди рисунков студентов на нашей выставке самый популярный сюжет о том, как Мюнхгаузен вытягивает себя за волосы из болота. Наверное, психологи нашли бы объяснение этому факту. Я же считаю: подсознательно любой человек понимает, что в его силах вытащить себя из любой стрессовой ситуации. Было бы желание.
Андрей СЕРГЕЕВ.