Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Без фамильных корней как без опоры

8

Стало модным интересоваться своими предками, составлять генеалогическое древо рода. В среднем на нем может находиться от 20 до 30 персонажей.  Древо рода Ванюшке, которое составил Анатолий Никоноров, состоит из 670 человек! И это при том, что здесь только кровные родственники —  не внесены жены и мужья представителей рода (например, в нем нет жены Анатолия Петровича), вместе с которыми “население” древа, по меньшей мере, удвоилось бы. Но в отношении супругов А.Никоноров восстановил справедливость: внес отсутствующие имена в “Родословную книгу”, изданную в прошлом году на соб­ственные средства. 

Потомок рода Ванюшке, автор “Родословной книги”  Анатолий Никоноров. Фото Анастасии Григорьевой. 

— Анатолий Петрович, почему возникла идея составить древо, написать книгу?
— Однажды, лет десять назад, собрались близкие, за столом возник разговор о том, что все-таки род свой мы плохо знаем. Поручили мне найти информацию. Первое родо­словное древо получилось небольшое, только с одной веткой, а их четыре основных. Без дат рождения составил, просто поименно. Ну а когда вышел на пенсию, вернулся к мысли: а не продолжить ли? У меня тогда уже внук появился, сидели раз с ним, он мне и говорит: “Дедушка, расскажи про своего дедушку”. — “Хорошо, — говорю, — помню его, знаю, как звали”. — “А твою бабушку как зовут?” Тут и запутался: “Вроде Анна”, — ведь мне год был, когда она умерла. Вот и решил: дети интересуются, внуки спрашивают — надо изучить свои корни.
— Где собирали информацию?
— В родном селе Яншихово-Норваши Янтиковского района есть краеведческий музей, использовал информацию, имеющуюся в нем и в изданной в 2004 году книге истории села. Помогли материалы проведенной в Яншихово-Норвашах в 1911 году переписи жителей. Но в основном опирался на данные Центрального государственного архива в Чебоксарах.
— Что за документы вам  там предоставляли?
— Метрические книги. Их заполняли священнослужители. Начиналась каждая со сведений о семьях военных и знати, затем священнослужителей, а потом уж всех остальных. В некоторых отдельным списком шли вдовы солдат. Кстати, метрические книги находятся в таком плачевном состоянии, что их бы и трогать нельзя разрешать. Мне позволили в них заглянуть после письменного запроса.
Но работники архива сказали, что доступ к этим документам скоро будет открыт — станут выдавать, как в читальном зале библиотеки. Я лично против: кто листок вырвет, кто испортит, а  каждое слово в них на вес золота. Лучше бы сделать копии и их выдавать. Но я так понял,  архивная служба находится в тяжелом состоянии — нужны деньги на проведение этой работы.
— Как вышли на родоначальника?
— Мы все знаем, что происходим от Ванюшке. Мне отец, дедушка об этом рассказывали. Подтверждение тому нашел и у жителя села Василия Ивановича Иванова, ему 89 лет сейчас. Он из нашего же рода, тоже составил родословное древо, но только своей ветки.
От него узнал, что родился Ванюшке в 1745 году, в деревню приехал вместе с матерью из нынешнего Яльчикского района. Жители встретили их очень радушно, разрешили поселиться за речкой Норваш. Но я подозреваю, что мои предки и раньше жили тут, иначе бы откуда такое к ним радушие? Сейчас одна треть живущих за рекой — Ванюшке.
Там еще два рода. Один, знаю, род Пускай. После Отечественной войны 1812 года царь стал раздавать героям войны земли, в том числе в Яншихово-Норвашах. Приехал  военный, обосновался тут. На все замечания жителей села он отвечал: “Пускай”. Так его, а также потомков и прозвали.
— Вернемся к вашим корням. Значит, жил такой Ванюшке, и было у него...
— ...два сына — Матвей и Петр (Питер Иванонь — так записано в архивных документах). Ветки Матвея и трех сыновей Петра — Ивана, Семена, Антона — я и прослеживал. Больше, конечно, свою — от Семена. Петр был женат дважды. О двух детях от первого брака сведений не было, как и о двух дочерях во втором. Женская линия в архивах не фиксируется, и это понятно — девушки выходили замуж, меняли фамилии, след терялся. Но ближе к сегодняшнему времени данные я собирал — чем женщины хуже? Мне даже кажется, они ближе к родословному древу. К тому же в некоторых “ветках” нет сыновей. У моей сестры, например, шестеро детей, и все девочки. Ну что теперь?
— Внешность, характер, традиции — перешло что-то через века?
— Прадеда Степана (в архивных документах — Стефан, родился в 1846 году) называли “х‡рл‡ пу®” — “красноголовый”. Думаю, благодаря ему в нашем роду у многих волосы с красным оттенком, например, у моей сестры.
Сыновья деда Никонора (родился в 1882 году) имели мягкий, спокойный характер. Зато его снохи оказались за главных в своих семьях, и все, как на подбор, были стройные, высокие (моя мама выше отца), и дед их очень любил. Обычно после сбора урожая родня со всех деревень съезжалась на праздник (сейчас такого обычая нет). Пили пиво, веселились, а дед пускался в пляс вокруг стола с четырьмя снохами.
Он был очень хозяйственным. В то время иметь лошадь — значит слыть богатым. У Никонора их было четыре. Считался образованным человеком (окончил два класса церковно-приходской школы), поэтому стал первым председателем сельского совета в Яншихово-Норвашах.
— Род занятий ваших предков?
— В основном сельскохозяйственный труд. Многие несли военную службу, были даже рекруты. Дед Никонор, например, служил в царской армии, воевал в русско-японскую войну, единственный в селе награжден Георгиевским крестом за то, что заменил в бою убитого командира и повернул назад ударившихся в бегство солдат. Дедов брата сын — Николай Лукин (Юшунев) — тоже призывался в царскую армию, а в 1918 году пошел добровольцем в Красную Армию. В гражданскую войну служил в Чапаевской дивизии, во время Великой Отечественной погиб под Сталинградом.
Мой отец тоже воевал. До Великой Отечественной работал учителем истории в школе. В августе 41-го его призвали на фронт, а в 42-м семья получила похоронку. Через полгода после печального известия ночью кто-то постучался в дом, мать выглянула в окно, а там — отец. Не пустила: “Уходи, ты — дух”. Осмелился открыть дверь брат. Оказалось, отца во время боя контузило, санитары решили, что убит, забрали его документы и отправили в штаб части. Но другая группа медиков обнаружила у него признаки жизни, отвезла в госпиталь.
Отец награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”. После войны продолжил работу в системе народного образования.
— Кем стали потомки Ванюшке — наши современники?
— Родные проживают в восьми  зарубежных государ­ствах, в основном ближних, как Украина, Узбекистан, но также в Германии и Канаде. И кого только в нашем роду нет! Разве что космонавтов, хотя на космодроме Плесецк один работал. Да вот еще писателей нет. Зато есть художники. Но особенно много в роду врачей, учителей. У большин­ства почетные звания — отличников просвещения, здравоохранения.
Потомки Ванюшке служат в Президентском полку, руководят фирмами по выпуску кассет и дисков с фильмами и песнями на чувашском языке, по изготовлению деревянных изделий для церквей. Бывший министр финансов ЧР — мой дядя Владимир Ильин, мой брат —  Геннадий Петров — в 80-х годах был главным хирургом Минздрава ЧР, долгое время трудился в Новочебоксарской горбольнице, сейчас, несмотря на преклонный возраст, продолжает работать в Чебоксарах. 
— Есть другие родственники в Новочебоксарске?
— Много. Среди них врач-рентгенолог высшей категории Татьяна Игнатьева, заместитель директора обособленного завода № 4 “Химпрома” Лев Антонов. Многие знают терапевта Ксению Кошкину (сейчас на пенсии), ее дочь Татьяна — ведущий специалист Минфина.
— Расскажите о себе и своей семье.
— В Новочебоксарск приехал после окончания автотранспорт­ного техникума. Мне было 24 года. Всю жизнь до самой пенсии проработал в АТП-6. Начинал слесарем, на пенсию ушел с поста главного инженера.
У нас с женой двое детей. Сын Олег — инженер-строитель, вот на днях справили свадьбу, женился. Дочь Ольга окончила кооперативный институт, работает в финансовом управлении горадминистрации. Растет внук Станислав, ему сейчас четыре года.
— Вы выполнили огромный труд. Ушло немало времени, сил. Не считаете, что можно было потратить их на другое?
— Нет, ведь из 170 выпущенных книг не осталось ни одной, заказывают еще. Просят даже односельчане, к родственникам не относящиеся. Считаю, каждый человек должен знать историю своей страны, своей родины, ну и историю своих предков, конечно. Без знания своих корней человек духовно беден. Как яблоня без корней засыхает, так и он лишается без них опоры в жизни.
Светлана СМИРНОВА.