Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Все свое ношу с собой

6

Не так давно у нас открылся новый магазин самообслуживания (в бывших “Электротоварах”). Вроде все хорошо: светло, богато.
 

Но вот зашла я кое-что купить с маленькой дамской сумочкой, и меня заставили оставить ее в ячейке. Да сумочка-то маленькая, говорю, там документы и кошелек. Но меня не пропустили. Пришлось уйти ни с чем. На днях опять столкнулась с этим, хотя по­шла в магазин с пакетом. Только взяла корзину, меня окликают: “Оставьте пакет!” Он пустой, объясняю, только кошелек в нем. “Все равно оставьте”, — и показывают на ячейки. Опять корзину поставила и ушла пустая.
Если бы я была с хозяй­ственной сумкой или с продуктами, то сама бы оставила все в ячейке. А то иду с одним кошельком и пустым пакетом — и такое недоверие, ведь видно же, что он пустой и корзина со мной.
Пошла в близлежащий магазин самообслуживания. Там я прошла со своим пустым пакетом, взяла корзину, купила, что надо. Пришла домой и решила написать в газету. Не люблю жаловаться, но очень обидно: живу рядом с  новым магазином самообслуживания, а ходить приходится в тот, который дальше, где доверяют.
Покупательница.

 

От отдела защиты прав потребителей

Главной проблемой всех магазинов самообслуживания является многократное увеличение краж по сравнению с традиционным торговым предприятием. Борясь с этим, сотрудники магазина обязывают покупателей сдавать сумки в камеры хранения, оставлять в ячейках. Однако не имеют на это права.
Во-первых, прием и хранение вещей покупателя относится к услуге, которую магазин оказывает для удобства покупателя. А любая услуга, пусть даже и бесплатная, не может быть навязана. Во-вторых, ни в российском законодательстве, ни в правилах торговли нет основания, подтверждающего законность такого требования.
Ситуацию регулируют Примерные правила работы предприятия розничной торговли, разработанные Комитетом РФ по торговле 17 марта 1994 года. Согласно этому документу покупатель при входе в торговый зал самообслуживания с вещами обязан “ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине”, а также “набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания”. В свою очередь “работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи”. Охранник в супермаркете имеет право лишь задержать покупателя, чье поведение показалось ему подозрительным, и вызвать милицию, которая после составления протокола может досмотреть гражданина.
Таким образом, покупатель имеет право проходить в зал супермаркета с сумкой, не оставляя ее в камере хранения. А если его при выходе заставили показать вещи или обыскали, можно смело обращаться в суд. Прецедент уже есть, правда, не в Чувашии, а в Ульяновске. Там пострадавшему от рук чересчур радивой охраны выплатили двадцать тысяч рублей.