Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Не хочу учиться”,или “Мертвые души” по-новочебоксарски

5
Семиклассник Денис (имена детей здесь и далее  изменены. — Прим. авт.) рос без отца. Мать почти все время пьян­ствовала, так что воспитанием двоих внуков (младшая сестра Дениса училась в третьем классе) занималась бабушка. Она разрывалась между работой и мальчиком, стремясь, с одной стороны, заработать ему на тетрадки, с другой — проконтролировать его пребывание в школе. Однако Денису гораздо интереснее было проводить время на рыбалке или хоккее, чем за партой. Сколько раз пожилая женщина приводила по утрам внука на занятия, а он исчезал после первого же урока. Не единожды нерадивого школьника пытались убедить, что нужно окончить 9 классов, без образования нынче никуда. И вроде бы убеждали. Но все начиналось по-новому. Бывало и так, зайдет соцпедагог утром за Денисом, а того и след простыл. “Взял портфель, сказал, в школу пойду”, — разводила руками бабушка...

Число неуспевающих в Новочебоксарске последние годы не меняется, составляет 0,5 процента от общего числа учащихся. Например, летом 2006-го оставлены на повторный год обучения 52 человека. В основном потому, что без уважительных причин пропускали уроки. Причем целыми четвертями и полугодиями. В классных журналах их фамилии вроде бы значатся, но видят этих ребят учителя крайне редко, за что и называют “мертвыми душами”. Почему же школяры начинают прогуливать занятия?

Уроки и гулянки — две вещи несовместимые

Как рассказала главный специалист управления образования Валентина Троицкая, есть дети, которые не имеют возможности учиться. Когда родители (оба или один в неполных семьях) устраивают в квартире пьяный загул, и речи не может идти о выполнении домашних заданий. Для ученика даже выспаться становится проблемой. Потому-то наутро он и опаздывает в школу. За невыученные уроки учителя не хвалят, ребенок начинает отставать от программы, вот постепенно и пропадает желание учиться.
Впрочем, помочь таким ребятам еще можно. Нужно лишь, чтобы социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники вовремя заметили, что творится неладное. Если своевременно изолировать школьника от горе-родителей (предложить ему пожить у бабушки, например), все еще не поздно наладить. Однако нередко “болезнь” переходит в следующую стадию — “не хочу учиться”.

“А он собаку натравил...”

Если ученик (в особенности подросток) решил бросить школу, усилия взрослых становятся почти бесполезными. Дети начинают тайно или явно сопротивляться.
Например, совсем недавно социальный педагог и классный руководитель ученика школы № 3 пришли к нему домой для того, чтобы “пригласить” на уроки. Дверь открыл тринадцатилетний (!) пятикласс­ник. Пока мать ученика шла к гостям, бульдог обогнал хозяйку и вцепился в рукав куртки соцпедагога. По ее словам, не случайно. Породистые псы просто так на людей не бросаются, скорее всего, ему дали команду. К счастью, дело обошлось синяками на запястье.

Безнадзорные

Есть еще одна категория детей, бросивших школу. Родители их вроде и не злоупотребляют алкоголем. Просто уезжают на заработки, оставляя родных чад в лучшем случае на попечении бабушек и дедушек, в худшем — одних. Так произо­шло с десятилетней Катей. После смерти отца мать уехала в Москву, попросила присмотреть за дочкой соседок-пенсионерок. Первые два года все шло вроде нормально. Родительница высылала деньги, приезжала раз в несколько месяцев. А потом девочка стала подростком и... перестала посещать занятия. Сначала находила уважительные причины типа “болела”, потом и
оправдываться перестала.
“Ну а что же школа меры не принимает?”— спросите вы. Почему не принимает? В описанных случаях собирались советы профилактики, куда приглашали родителей и школяров. Учеников ставили на учет сначала в школе, потом в комиссии по делам несовершеннолетних. О таких “трудных” детях в курсе участ­ковые инспектора ПДН, сотрудники прокуратуры. Пап и мам за ненадлежащее воспитание своих чад штрафуют, однако все это, признает исполняющий обязанности начальника управления образования Александр Осокин, малоэффективно. Наказания рублем мизерные, на общественное  порицание люди, находящиеся под властью зеленого змия, внимания не обращают.
Больше пользы от вечерней школы. По крайней мере, многие ребята получают здесь неполное среднее образование. Однако, чтобы перейти в вечернюю, нужно окончить хотя бы шесть классов.

Неудавшийся Макаренко
В мою бытность школьным учителем достался мне ученик Миша. Ему уже стукнуло 16 лет, школу он не посещал не то третий, не то четвертый год. В общем, числился в шестом классе, так и переходил каждую осень “по наследству” от одного класс­ного руководителя к другому. При близком знаком­стве парень произвел приятное впечатление. Скромный, немного застенчивый. Ничуть не похож на прогульщиков, какими их изображают в кино и литературных произведениях. Да и родители интеллигент­ные люди. В чем причина?
Оказалось, давным давно был у мамы конфликт с учителями, вот она и решила не водить сына в школу. Совсем. Ну что ж, ситуацию надо исправлять, решил я. Понятное дело, “дяденька” не захочет сидеть в одном классе с “малышами”, задразнят. Директор подсказал такой путь: пусть Миша приходит несколько раз в неделю на индивидуальные занятия, получает задания и выполняет их дома. И так по нескольким основным предметам. В результате преподаватели аттестуют его, и он сможет перейти в вечернюю школу. Я договорился с учителями, и сначала дело вроде пошло. Мишу в конце года даже аттестовали по трем предметам из восьми. Других пятерых педагогов он посещал, но недолго. Возможно, они не слишком корректно повели себя в общении. Впрочем, не хочу обвинять во всем учителей. Примечательна одна деталь: маму Миши я так ни разу и не увидел, хотя несколько раз заходил к нему домой, оставлял записки с прось­бой прийти в школу.

Семейное обучение
Форма обучения, использованная в случае с Мишей, называется семейной. В отличие от обучения на дому применяется и тогда, когда школьник абсолютно здоров. Тем не менее и это новшество не является панацеей, считает А.Осокин. Просто еще одна возможность для школяров получить аттестат. Ну а если ученик ни в какую не хочет учиться, не поможет ни вечерняя школа, ни семейное обучение. “Когда ребенок посещает занятия, то худо-бедно, но какие-то знания все равно усваивает, — утверждает В.Троицкая. — Значит, 9 классов гарантированно окончит”.
Андрей СЕРГЕЕВ.