Что изменится в России с 1 марта 2024 года

“Собирать “на нужды” — незаконно!”

8

Как и было объявлено, 19 сентября в редакции “Граней” состоялась “горячая” линия по теме “Проблемы в образовании”. На вопросы читателей отвечали начальник отдела Министерства образования и молодежной политики ЧР Михаил Федотов, начальник управления образования горадминистрации Владимир Матвеев, лидер городского профсоюза работников образования Людмила Чупрынова и помощник прокурора Новочебоксарска Александр Колчин. Около двадцати звонков (иногда вопросы повторялись) поступило в редакцию в течение недели, предшествовавшей “горячей” линии. Так получилось, что именно среди них оказались самые проблемные и злободневные, потому они и составили костяк отчета о “горячей” линии. 

Владимир Матвеев, Михаил Федотов, Александр Колчин, Людмила Чупрынова разбираются в очередной ситуации. Фото Валерия Бакланова.  

В школе № 8 три третьих класса. Занимаются они во вторую смену. Ученики приходят в школу к 8.30 на обязательную “продленку”, находятся в классе до 12.35, потом идут на уроки. Получается, проводят в учебном заведении весь день, а кормят ребят лишь один раз. А что по этому поводу сказано в нормативных актах? Есть ли ограничение по времени пребывания (в день, неделю) ребятишек в школе? При такой занятости дети не могут посещать кружки в ЦТДиЮ, спортивные секции. Можно ли исправить ситуацию?
Родители третьеклассника.
Владимир Матвеев: В нынешнем учебном году в школе № 8 во вторую смену учатся три третьих, по одному четвертому и пятому классу. Из них группу продленного дня (ГПД) посещают лишь ученики 3 “а”. Зачисление в нее возможно только по заявлению родителей. На каждую такую группу по Положению об общеобразовательных школах с продленным днем предусмотрены 30 часов в неделю, то есть по 5 часов в день. Режим дня в ГПД устанавливает педагогиче­ский совет, утверждает директор школы. Количе­ство воспитательских часов может быть уменьшено. Так, в 3 “а” выделены 15 часов в неделю. Это время для самоподготовки учеников, прогулки, игр, викторин... Учащиеся 3 “а” посещают филиал школы искусств, открытый при школе № 8. Если же кто-то занимается в других учреждениях дополнительного образования, то по заявлению родителей на это время ребенок освобождается от ГПД.
Согласно тому же положению в группах продленного дня устанавливается двухразовое горячее питание. По вине администрации школы № 8 режим питания детей с 4 по 8 сентября оказался нарушен. С 11 сентября ситуация нормализовалась, всех воспитанников ГПД кормят дважды в день.

Моя дочь, ученица школы № 16 Екатерина Смирнова, весной была удостоена стипендии главы горадминистрации. Однако получила ее лишь один раз в начале мая за три месяца (300 рублей). Потом сколько ни ходили в сберкассу, перечислений не было. Почему?
Мама.
Владимир Матвеев: Екатерине Смирновой в ОСБ № 8102/12 помимо майской суммы (за март, апрель, май) стипендия была перечислена: 11 июля (за июнь, июль), 11 августа (за август), 6 сентября (за сентябрь). По всем вопросам вам следует обратиться в отделение Сбербанка.

Какие экзамены предстоит сдавать нынешним девятиклассникам по окончании учебного года? Правда ли, что их ждет ЕГЭ? В какой форме будут принимать русский язык?
Татьяна Иванова.
Владимир Матвеев: В 2006–2007 учебном году предполагается проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ ЧР в форме тестирования (ЕГЭ) по материалам, подготовленным Министерством образования и науки РФ. В соответ­ствии с Положением об аттестации девятиклассникам предстоит сдать не менее 4 экзаменов, обязательные из них по рус­скому языку и алгебре. Вопрос, в какой именно форме пройдут испытания по русскому языку, находится в компетенции Министерства образования и науки РФ. Необходимые документы (приказы, инструкции) традиционно поступают в декабре-январе. Как только они появятся, будут незамедлительно доведены до каждого учебного заведения.

В школе № 5 сначала открыли три первых класса. Потом один расформировали, часть детей перевели в наш, где учится мой ребенок. Теперь в коллективе 34 первоклассника, некоторым приходится сидеть втроем за одной партой. Не хватает учебников, так как в том классе программа несколько отличалась. Разве такое допустимо?
Родительница.
Владимир Матвеев: Ситуация, описанная в обращении родителей, имела место только в день расформирования класса. Сейчас положение стабилизировалось. В 1 “а” 27 учеников, в 1 “б” — 29. Отдельное место за партой есть у всех. Вскоре все ученики будут обеспечены необходимыми учебными пособиями.

Племянник учится в школе № 12. Сначала его не хотели брать в 10 класс, потому что есть “тройки”. Теперь настаивают, чтобы он перешел из 10 “а” в 10 “б”, так как в одном классе 21 человек, в другом лишь 19. Если он не согласится, угрожают перевести насильно. А как же соблюдение прав учащихся? Неужели такое возможно?
Валентина Некрасова.
Владимир Матвеев: Эта информация несколько устарела. В двух десятых классах двенадцатой школы сейчас 47 человек. Речь о переводе учащегося (помимо его желания) из одного класса в другой может идти тогда, когда ученик не справляется с нагрузкой. Например, в профильном классе или там, где углубленно изучают некоторые предметы. Тогда есть резон предложить ему учиться по общеобразовательной программе.

В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта “Образование” классному руководителю положена доплата в размере одной тысячи рублей, если в коллективе 25 учеников. Если меньше, сумма уменьшается на сорок рублей на каждого “недостающего”. Почему точно так же она не увеличивается, если ребят больше 25?
Второй вопрос касается доплаты учителям за звание. Почетным работникам общего образования РФ в разных школах добавляют 5, 10 или 20 процентов от зарплаты. Почему такая разница? Есть ли общие правила, по которым рассчитывается доплата, каков должен быть ее размер?

В.Хохлов.
Владимир Матвеев: В соответствии с положением, разработанным на федеральном уровне и принятым на республиканском, базовой считается сумма в 1000 рублей. Указано, что она выплачивается, “если в классе 25 и более учащихся”.
Что касается доплат, надбавок и других стимулирующих и компенсирующих выплат, то есть соответствующее постановление Кабинета Мини­стров ЧР от 9 декабря 2004 года, где все подробно расписано. В част­ности, надбавка к тарифной ставке (окладу) почетных работников общего образования РФ может составлять до 20 процентов. Сколько именно, решают сами школы. Они исходят из возможностей фонда оплаты труда. Положение о доплатах должно быть внесено (по по­следним требованиям) в коллективный договор.
Считаю, доплата может быть и не одинаковой. Допустим, одно учебное заведение насчитывает 300 учащихся, другое — 700.
Людмила Чупрынова: Есть сложности с доплатой отличникам народного просвещения. Это звание присуждали раньше, сейчас его нет. По статусу отличники приравнены к почетным работникам, но не получают дополнительных денег. В соглашении отраслевого российского проф­союза и Министерства образования и науки РФ рекомендовано преду­смотреть надбавки отличникам в заключаемых в школах коллективных договорах.

В школе № 20 ученики нередко ходят на занятия к так называемому нулевому уроку. Вставать ребятам приходится очень рано. Нередко подряд проходят два урока математики (нулевой и первый). Видимо, нарушаются требования по сохранению здоровья учащихся?

Татьяна, мать десятиклассника.
Владимир Матвеев: Да. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям нулевые уроки запрещены и не должны проводиться.
Факты, о которых сообщили родители, подтвердились. В ближайшее время вопрос будет рассмотрен на совещании директоров.

В 5–10 классах лицея № 18 второй год проводят эксперимент по введению так называемой социальной практики. Детям предлагается отработать 50 часов в учебном году на различных работах (уборка снега, починка книг в библиотеке, полив цветов). Законно ли это?
Нас также интересует, почему уроков чувашского языка в 8–9 классах больше, чем русского?

Родители школьника.
Владимир Матвеев:
Запрещено привлекать школьников к любым работам (в том числе к уборке территории, классов), если те не связаны с учебным процессом. В любом случае по каждому предмету есть программа, которой учитель и должен руководствоваться. Летняя практика на пришкольном участ­ке, например, проходит в рамках курса “Ботаника”.
Михаил Федотов: Более того, возможность такой отработки должна быть отражена в уставе учебного заведения. О практической части какого-либо предмета родителей и учеников следует предупредить заранее.
Владимир Матвеев: Ситуация требует проверки, пока выводы делать рано. Что касается чувашского языка, то его изучение как одного из государственных языков нашей республики предусмотрено во всех учебных заведениях Чувашии. Их никак не может быть больше трех в неделю, а уроков русского заведомо больше. Произвольно менять одни предметы на другие не дано никому.

Слышал, затраты на организацию охраны в школах будут компенсироваться из федерального бюджета. Так ли это?

Алексей.
Михаил Федотов: Нет. Все новочебоксарские школы являются муниципальными, их учредитель — горадминистрация, расходы на содержание образовательных учреждений несет местный бюджет, республиканский — в части заработной платы учителей.

Алло! Мои дети учатся в 10-й школе. Меня беспокоит, что осенью во время слякоти и зимой, когда дорожки завалены снегом, к учебному заведению не пройти без риска для жизни. Приходится идти по проезжей части дороги.
Владимир Матвеев: Вместе с управляющей компанией в ЖКХ Новочебоксарска мы изучим ситуацию, посмотрим, что можно сделать.

Представляться не стану. Моя дочь поступила на первый курс ПУ № 9. Там требуют внести по 1 тысяче рублей “добровольных” пожертвований. Это законно?

Владимир Матвеев: С вами договор подписали?
— Нет, но обещали выдать чек, что сумму внесла.
— Должен быть договор, что вы добровольно жертвуете такую-то сумму на такую-то цель...
— Я не знаю, на какую. Наверное, на нужды училища.
— Какие именно? Дети принимаются на бюджетной основе. Учебное заведение финансируется из федерального бюджета.
— ...требуют еще полторы тысячи рублей на какие-то курсы.
— Советую встретиться с директором училища и все выяснить. На что собирают деньги конкретно (не абстрактные “нужды училища”), что это за курсы, для чего они организуются, входят ли в учебную программу... Без подписания договора можете деньги не вносить.
Михаил Федотов: Профессиональные училища № 14 и 15 подчиняются Министер­ству образования и молодежной политики ЧР непосредственно, № 9 остается федеральным, однако республиканское Минобразования его курирует. По всем вопросам можно обращаться в отдел профобразования по тел. 62-09-43.

Дедушка пятиклассника звонит. Какие требования обязаны соблюсти школы при приеме родительских пожертвований?
Владимир Матвеев: Возможность приема таких взносов следует закрепить в уставе школы. Необходимо решение общешкольного или класс­ного родительского собрания, при этом указать в нем конкретную цель, на что собирают сред­ства. С каждым папой или мамой заключить договор персонально. Выдать им корешок квитанции или кассовый чек на руки после приема денег. Обязателен отчет после использования средств.
Михаил Федотов: Следует помнить, что даже решение классного или общешкольного собрания родителей не может обязать конкретного папу или маму вносить деньги.
Александр Колчин: Прокуратура города провела проверку на предмет законности сборов средств с родителей. В школе № 5 выявлены факты, когда деньги на учебники собирали с детей из малоимущих семей, хотя этим ребятам они должны предоставляться бесплатно. В настоящее время день­ги возвращены родителям.
Андрей СЕРГЕЕВ.

P.S. Ответы на другие актуальные вопросы читайте в по­следующих выпусках “Педагогики для всех”.