Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Корабль образования держит курс на реформы

7

На республиканской и городской августовских конференциях учителей в нынешнем году обсуждали первые итоги реализации приоритетного национального проекта “Образование”. Рассказывая о них 24 августа в театре оперы и балета, где прошло пленарное совещание педагогов Чувашии, министр образования и молодежной политики ЧР Галина Чернова сделала акцент не на успехах, а на проблемах отрасли. Начальник управления образования администрации Новочебоксарска Владимир Матвеев в Центре творчества детей и юношества 29 августа говорил главным образом о достижениях учителей. И нам действительно есть чем гордиться. Зачастую внедренные в городе образовательные ноу-хау служат образцом и примером для многих учебных заведений республики. Однако давайте посмотрим на образование глазами Галины Черновой  и главы горадминистрации Валерия Андреева, также коснувшегося на городской конференции болевых точек системы образования. 
 

Даешь
частные садики?
Сейчас в Чувашии около 70 процентов ребятишек от полутора до семи лет посещают дет­ские сады, около 80 проц. дошколят проходят подготовительные курсы для будущих первоклассников. С одной стороны, это неплохо, заметила министр, ведь по Приволжскому федеральному округу и России данные гораздо скромнее. С другой, остальные дети (а это каждый пятый ребенок) зачастую приходят в первый класс психологически совершенно не готовыми. Следует добиться стопроцентного (или близкого к тому) посещения детсада малышами. Кроме того, надо развивать новые формы дошкольного образования, считает Галина Чернова. Речь о частных садиках, которых в республике сейчас просто нет.
В Новочебоксарске детские сады посещают около 82 процентов всех малышей, а в возрасте от 5 до 7 лет — 97 проц. Действуют две коммерческие группы, однако их явно недостаточно, сообщил  Валерий Андреев. По его мнению, нужны также группы кратковременного пребывания, сейчас они весьма востребованы.
Мэр коснулся  и других проблем дошкольников и их родителей. Одна из наболевших — нехватка мест в ДОУ. В очереди сейчас стоят 1580 детей. Хотя за по­следние два года открылись 20 дополнительных групп (предоставлено 300 мест), это лишь несколько снизило остроту вопроса, не более того.
Назвался мастером — полезай в сеть
Основными темами обсуждения в школьном образовании стали профильное обучение и ЕГЭ. В Министерстве образования республики ставку теперь делают на школы, выигравшие гранты Президентов РФ и ЧР. Они должны стать своеобразными методиче­скими центрами, которые подтянут остальные учебные заведения.
Главная задача наступающего учебного года — отработать взаимодействие базовых школ (к ним министр причислила и “миллионеров”) с остальными образовательными учреждениями. Особая роль отводится учителям, которые удостоены грантов В.Путина и Н.Федорова. “Это настоящие мастера своего дела, их опыт также следует использовать”, — подчеркнула Г.Чернова. Для таких преподавателей уже придумали специальные звания: сетевой учитель и учитель-методист. 
 Что касается ЕГЭ, то вполне вероятно, что летом следующего года его будут сдавать все девятиклассники. Таким образом, о качестве обучения можно будет судить не только по окончании средней школы, но и на промежуточном этапе.
Квалификация
повлияет на зарплату
Один из самых актуальных вопросов для учителей — зар­плата. Именно  ее низкий уровень привел к тому, что в педагогическую среду практически прекратился приток молодых специалистов. По мнению Галины Черновой, введение отраслевой системы оплаты труда приведет к тому, что “хорошие преподаватели будут получать хорошую зарплату, нормальные — нормальную, а плохие... Плохих в школе быть не должно”.
В Новочебоксарске так жестко вопрос не ставят. К тому же пока очень сложно оценить качество работы учителя (например, в начальных классах ЕГЭ не сдают). Потому молодым специалистам в нашем городе решено ежемесячно выплачивать дополнительно 500 рублей. Конечно, мало, но хоть какая-то поддержка!
Андрей СЕРГЕЕВ.