Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Кто “слабое звено”?

6
В редакцию пришло письмо родителей бывшей ученицы школы № 12. Нынешней весной она окончила 9-й класс, собиралась пойти в 10-й в то же учебное заведение. Мама написала заявление, отнесла его в школу...

В изложении родителей по­следовавшие затем события выглядели так. Позвонил классный руководитель дочери, в категоричной форме потребовал от нее срочно подготовить портфолио. Спустя несколько дней в школе состоялось заседание комиссии, набиравшей детей в 10 класс. По мнению мамы девочки, происходящее напоминало суд, причем без адвоката. Женщина услышала много нелицеприятного о своем ребенке. Что дочь плохо училась в девятом классе, что в ее неуспеваемости виноваты родители. “Нель­зя ли было обсудить эту проблему только с директором и классным руководителем? Зачем устраивать суд и с позором “выгонять” из школы?” — спрашивает она.
Письмо родителей полно эмоций, потому приводить его не станем. Тем не менее у меня возникли свои вопросы. Допустимо ли устраивать отбор в десятый класс общеобразовательной школы? Кто несет ответственность, если ученик не усваивает программу? Учителя? Родители? Или он сам? Почему папа и мама в данном случае представления не имеют, что такое профильные классы, не знают, в чем, собственно, заключается профилизация? За ответами на эти и другие во­просы отправился в управление образования.
Но сначала несколько слов о портфолио. Этой теме в нынешнем году “Грани” посвятили несколько публикаций на странице “Педагогика для всех”. Портфолио — это папка с дипломами, грамотами, свидетель­ствами о победах в олимпиадах различного уровня. А если ученику нечем похвалиться? “Отсутствие портфолио не может служить препятствием при приеме ребенка в образовательное учреждение”, — подчеркивают в ­управлении образования. Странно, что этого не знают в школе.
Заместитель начальника ­управления образования Александр Осокин подтвердил, что отбора в 10 класс быть не должно даже в лицее или гимназии, не говоря уж об обычной школе. Каждый ребенок согласно Конституции РФ имеет право на получение бесплатного полного среднего образования. Еще в девятом педагоги должны порекомендовать оптимальную “траекторию обучения” (термин появился недавно, связан с профильным обучением. — Прим. авт.), наилучшим образом подходящую данному ребенку. Конечно же, тактично и ненавязчиво. И делать это нужно в течение всего учебного года, а не в июне. “И еще удивительно, — заметил А.Осокин, — что в школе, принимавшей участие в эксперименте по введению предпрофильного образования в 9 классах, до сих пор не всем родителям объяснили, что такое профильное обучение”.
По словам директора двенадцатой школы Тамары Фадеевой, произошедшее — не отбор, а предварительный набор. В
10 класс никто не выбирал “лучших”. Просто некоторым школьникам посоветовали попробовать в июле и августе поступить туда, где учиться им будет по силам. Ведь без багажа знаний учеба в 10-11 классах может оказаться трудной для слабых учеников. Впрочем, решение остается за ребятами и их родителями. Всех, окончивших 9-й класс школы
№ 12 и желающих продолжить обучение здесь же, зачислят в
10 класс 28 августа. Именно в этот день классы будут укомплектованы полностью.
Тем не менее насколько педагогично проводить очный набор в 10 класс? Собирать при этом учителей, обсуждать достижения и неудачи ребенка в присутствии его и родителей?
Проблема, затронутая авторами письма, многогранна, поговорить обо всех ее аспектах в одной публикации не представляется возможным. Приглашаем к разговору все заинтересованные стороны.
Андрей СЕРГЕЕВ.


P.S. Как сообщили родители, они передумали отправлять свое чадо в двенадцатую. Предпочли техникум.