Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Месяц трезвости?

7

или Что происходит на алкогольном рынке


С 1 июля вступили в силу некоторые поправки к Федеральному закону “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Лицензии част­ных предпринимателей, занимавшихся реализацией спирт­ного, приказали долго жить — торговать винно-водоч­ной продукцией теперь имеют право только юридиче­ские лица, то есть небольшие или крупные, но предприятия. Водка, коньяки, вина со старыми акцизными марками (наклеенными поверх горлышка бутылки) выведены из оборота, на прилавках можно увидеть только спиртное с марками, наклеенными на саму бутылку. На каждой теперь штрих-код, содержащий информацию, занесенную в Единую государственную автоматизированную систему учета.  А магазины  должны иметь компьютер, интернет-связь и программу, в которую нужно заносить данные обо всей приобретенной и проданной винно-водочной продукции.



  

Задача новой алкогольной реформы — усилить государ­ственный контроль за спиртосодержащими изделиями с целью защиты потребителей от подделок. Но…  Хотели, как лучше, получилось, как всегда. Из-за проблем с внедрением автоматизированной информационной системы (именно она позволит определить виновника, если в рознице появится некачественный или суррогатный алкоголь) опустели прилавки специализированных отделов магазинов. В лучшем случае, там скудный ассортимент водки, коньяка и вин отечественного производства. Часто краснодарского, в бумажной упаковке. В худшем — прилавки пусты или заполнены бутылками с пивом.
Количество точек, где можно приобрести спиртное, тоже уменьшилось — индивидуальных предпринимателей потеснили с рынка. И рынок, как пишут коллеги-журналисты, обрушился! “Кто ответит за то, —вопрошают СМИ, — что в течение уже четырех недель переживают изумленные российские потребители, а вместе с ними все участники процесса: производители, импортеры, оптовики и розничные торговцы?” Какие чувства переполняют последних, терпящих огромные убытки, предугадать несложно. А вот до “изумления” рядовым потребителям, судя по обращениям в редакцию, еще далеко. Их, конечно, могут пугать ростом цен, который обещают, и это при затоваривании складов предприятий и оптовиков! Как с солью.
А впрочем, что такого страшного, с точки зрения рядового потребителя, произошло? Кто-то не может приобрести бутылку хорошего импортного вина, как привык, за тысячу рублей (многим ли это было по карману?). Кто-то вынужден приобретать водку новой марки и отказаться от уже привычной, не обнаружив ее на прилавках (но ведь это не соль, от привычки употреблять которую не сможет отказаться ни один и ни на день). Да и опросы свидетельствуют, что 36 процентов потребителей вообще никак не затронула проблема со спирт­ным, так как они его не употребляют. 20 процентов заявили, что перейдут на пиво, еще 20 достанут припрятанные с горбачевских времен самогонные аппараты, а 4 процента решили в связи с этим бросить пить. Однако если маховик начавшейся реформы, учитывая слезные жалобы производителей (оптовиков, продавцов винно-водочных изделий), удастся повернуть назад, вот тогда будет страшно. 
Ведь от чего мы пытаемся уйти? В прошлом году в Чувашской Республике забракованы 20 процентов  всего проверенного специалистами Роспо­требнадзора алкоголя. Сотрудники правоохранительных органов изъяли 10 тысяч литров спиртосодержащей жидкости и некачественной винно-водочной продукции, 395 литров фальсифицированной водки. То, что не успели ни проверить, ни изъять,  попробовали потребители. В результате 1166 человек оказались на больничной койке с острым отравлением суррогатами, 656 скончались. Причем цифры эти год от года растут.
Треть всех нарушений на потребительском рынке Новочебоксарска в первом полугодии 2006 года, по данным ОВД,  тоже связана с реализацией алкогольной продукции. Правда, в основном нарушались правила продажи — торговали спирт­ным без акцизных марок, сопроводительных документов: сертификатов, товарно-транспортных накладных. И несмотря на высокие штрафы (30-40 тысяч рублей), предлагали спирт­ное несовершеннолетним. Инспектор группы по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ОВД Данир Гибатдинов привел примеры, где “с сочув­ствием” отнеслись к  юным любителям алкоголя:  магазины № 25, “Пятачок” (ул. 10-й пятилетки, 2), ТД “Дубрава”, бар-клуб “Луч”.
Хотя у горожан все-таки возникают жалобы по поводу торговли спиртным, но возмущают их не пустые прилавки. В редакцию позвонили жильцы дома № 78 по ул. Винокурова. Они недовольны тем, что в по­следнем подъезде первого этажа организован магазин, где сигареты, пиво, алкоголь продают через... форточку и в любое время суток. Под окнами ругань, драки. Не могут ночью спать и живущие по пр. Энергетиков, 1. В этом доме круглосуточный магазин “Дружба”, около которого каждую ночь собирается молодежь, подъезжают автомобили, из салонов гремит музыка. “У нас есть предложение изменить график работы магазина, — пишут жильцы, — ведь ночью там торгуют в основном винно-водочными изделиями”. 
Согласно постановлению Кабинета Министров ЧР от 5 апреля 2006 года на круглосуточную продажу спиртного в Чебоксарах и Новочебоксарске имеют право только торговые предприятия, общая площадь помещений которых не менее 140 кв. метров. Магазин по пр. Энергетиков,1 занимает 116,2 кв. метра и должен бы торговать винно-водочной продукцией, как и другие небольшие магазины, весной-летом с 7.00 до 23.00, в осенне-зимний период с 8.00 до 22.00. Нарушающим этот график, как пояснил Данир Гибатдинов, милиционеры пока только могут погрозить пальцем — не разработаны санкции и порядок привлечения игнорирующих правила торговли к ответу, хотя со дня на день в ОВД ждут поступления соответствующего приказа.
...Принимавшие новое законодательство о регулировании алкогольного рынка, конечно, должны были расписать весь механизм поэтапного его внедрения. И спору нет, пробуксовка автоматизированной информационной системы — большая проблема. Но, повторюсь, далеко не потребителей.

Светлана СМИРНОВА.