Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Чтобы сказка стала былью

7

Решив поддержать отечественного производителя, чебоксарец Андрей Андреев купил автомобиль, приспособленный к нашим российским дорогам. УАЗ-396259 обошелся ему в 198 тысяч рублей.

Через полгода эксплуатации обнаружились неисправности тормозной системы автомобиля, коробки передач, рулевого управления, указателей сигналов торможения, появилась ржавчина. Можно было, как делают многие, обратиться в службу ремонта или самому взяться за устранение неисправностей. Но Андреев решил предъявить претензию Ульяновскому автозаводу: по­требовал заменить автомобиль с недостатками на аналогичный новый. Производитель брака на требования не отреагировал. Тогда появился иск. Кроме замены автомобиля потребитель просил суд взыскать с автозавода неустойку в размере 1985 рублей за несвоевременное выполнение требования, расходы, связанные с техническим обслуживанием автомобиля и его страхованием, а также 20 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.
Позже истец ужесточил требование: он просил вернуть деньги, потраченные на покупку автомобиля. В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона РФ “О защите прав потребителей” при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения и разницы между покупной ценой товара и его ценой на момент вынесения судом решения. Поэтому сумма в иске Андреева составила 217 тысяч рублей (столько стоил автомобиль на момент обращения в суд). На момент судебного заседания стоимость
“уазиков” возросла до 240 тысяч, увеличилась и неустойка за невыполнение законных требований потребителя до 54 тысяч рублей.
На суде представитель ОАО “Ульяновский автозавод” отказался от предъявленных претензий, заявив, что автомобилист сам виноват, плохо ухаживал за машиной. Однако эксперты ГУ “Чувашская лаборатория судебной экспертизы” Мин­юста РФ установили, что очаги коррозии и отслаивания лако­красочного покрытия являются скрытыми производственными дефектами и считаются неустранимыми недостатками. Автомобиль включен в Перечень технически сложных товаров, и обнаружение в нем подобных недостатков дает потребителю право возвратить товар и потребовать возврата уплаченной суммы.
Суд обязал завод выплатить Андрееву стоимость автомобиля в размере 205 тысяч рублей, неустойку 35 тысяч, компенсацию морального вреда 10 тысяч рублей, а также оплатить все судебные издержки и расходы на проведение экспертизы.
Недоверчивые скажут: “Сказка. Он все равно денег не до­ждется”. Но Андреев деньги получил, и не только он. Окрыленные его примером, двое других владельцев “уазиков” отсудили у автогиганта полную стоимость автомобилей, а также неустойку и компенсацию морального вреда. Конечно, чтобы сказка стала былью, надо быть не только юридически подкованным, но и обладать неистребимой уверенностью в своей правоте, выдержкой и упорством.
Ольга ИВАНОВА.

Покупатель нового автомобиля должен знать

  • При надлежащем формировании лако­красочного покрытия следы коррозии на кузове не должны появляться в течение трех лет.
  • Если автовладелец в течение двух лет эксплуатации обнаружит скрытые производ­ственные дефекты автомобиля, он имеет право или на бесплатный ремонт, или соразмерное уменьшение покупной цены, при суще­ственных недостатках — на замену автомобиля или возврат денег. Но только в том случае, если экспертиза подтвердит, что дефекты вызваны производственным браком, а не халатным отношением к своему железному коню.
  • Эксперты вправе отказать в своих услугах, если автомобиль был в ремонте или недостатки устранялись его владельцем. Потому обязательное условие, гарантирующее выиграть дело в суде, — это прохождение гарантийного техобслуживания, а не самостоятельное устранение появляющихся поломок.
  • Заменить автомобиль с недостатками завод обязан в семидневный срок, но у него есть 20 дней на проведение своей экспертизы. По истечении этого срока за каждый день просрочки взимается неустойка в размере одного процента от стоимости автомобиля. Пени начисляются, исходя из стоимости товара не в день покупки, а в день вынесения судебного решения.
  • Всех, кто готов вступить в борьбу с автогигантами, чтобы вынудить изготовителей улучшать качество российских автомобилей, ждут в союзе “В защиту прав потребителей” (тел. 20-96-99).