Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Обет невинности на алтарь искусства

24.05.2006
6

Летом 1612 года в Англии в возрасте 35 лет от неизлечимой болезни умирает Роджер Меннерс, граф Ретленд. Спустя месяц вслед за ним уходит из жизни его законная супруга и поэтическая подруга Елизавета Ретленд. В 1612-м Шекспир перестает создавать свои гениальные произведения. В том же году выйдет сборник “Жертва любви”, в котором напечатают поэтические творения лучших поэтов того времени и впервые опубликуют поэму Шекспира “Феникс и Голубка”.  

Многие знают, что прообразами героев поэмы послужили Роджер и Елизавета Ретленды. Не столь широко известно о неточности в переводе с английского на русский: “Феникс и Голубь”. Именно она, Феникс, была возлюбленной Голубя. Весь поэтический сборник посвящен тому, как Феникс пожертвовала собой ради любви, сгорела вслед за своим Голубем.
Елизавете было всего 27 лет, когда осталась вдовой. Она — единственная дочь Филиппа Сидни, кумира целого поколения английских поэтов, что делало ее очень заметной фигурой того времени и повышало шансы начать новую жизнь. Но молодая женщина ушла вслед за мужем, после смерти их связала одна на двоих могила. Но что связывало их при жизни?
Роджер Меннерс родился 6 октября 1576 года в замке Бельвуар, недалеко от Шервудского леса, известного нам по подвигам Робина Гуда. Юный отпрыск знатного рода, в 11 лет ставший графом Ретлендом,  считался “ребенком государства”. В 13 лет его представили королеве Елизавете, чьей крестницей была будущая супруга Роджера, которую в свою очередь назвали Елизаветой в честь венценосной крестной матери. Уже в этом возрасте Роджер проявлял склонность к духовному уединению, к углублению в науки и искусства, сторонился пустоты светской жизни, открытой перед ним в силу его происхождения. Он предпочитал пользоваться другим правом, данным ему от рождения, — учиться. В Кембридже изучал латынь, древнегреческий и древнееврейский языки, богословие, юриспруденцию, медицину, философию, логику, риторику.
В феврале 1598 года в доме графа Эссекса он знакомится с его падчерицей, 13-летней Елизаветой Сидни. Она рано потеряла отца-поэта, но получила от него в наследство талант и глубочайший ум.
Первые встречи Роджера и Елизаветы превращались в словесные игры, они состязались в остроумии, в сочинительстве каламбуров и колкостей. Поженились осенью 1599-го, не устраивая никаких торжеств по случаю бракосочетания. Современники отмечали платонический характер их отношений. Роджер не мог или не хотел исполнять свои супружеские обязанности. Для людей непосвященных в этом заключалась загадка: что сближает красивую и молодую, знатную и богатую женщину с этим человеком? Вопрос продолжения знатного рода Ретлендов и поэтической династии Сидни не мог не волновать родных и близких супружеской четы.
Отношения между супругами были очень сложными, пять лет из тринадцати Елизавета прожила отдельно от мужа. Родные, переживавшие за нее, думали, как придать полноценность их не совсем нормальным супружеским отношениям, как прервать этот обет невинности, данный графом. Но продолжительная болезнь сделала свое черное дело.
Смерть Роджера Ретленда вызвала еще больше загадок и вопросов, много было странного и непонятного в том, что последовало за его кончиной. Он умер в Кембридже, тело забальзамировали и доставили в Бельвуар. Тайно от всех, под покровом ночи, не открывая лица покойника, его похоронили в фамильной усыпальнице. Все похоронные церемонии совершили два дня спустя уже над закрытым гробом. Но это было только первое “почему?”. Остальные вопросы связаны с его женой. Почему ее имя не упомянуто в завещании? Почему она не присутствовала на похоронах любимого мужа?
Только спустя три столетия из немногочисленных свидетельств современников стало известно, что Елизавета задолго до смерти супруга решила уйти вслед за ним. В последние годы, проведенные рядом с медленно умирающим мужем, ее не покидало ощущение усталости, печали, безысходности. Граф Ретленд знал о намерениях жены, поэтому, в нарушение всех английских законов, он ничего ей не оставил. Только небольшая группа людей знала, кого и почему похоронили в замке Бельвуар. Истинные останки Роджера Ретленда похоронили в Кембридже, рядом с могилой тестя, Филиппа Сидни. Через 10 дней туда же положили тело его дочери, урожденной Елизаветы Сидни. Ее добровольный уход из жизни (она отравилась) не предали широкой огласке, поскольку самоубийство считалось большим грехом. То, что похороны происходили втайне и ночью, указывает на предсмертную волю покойной.
Загадки, связанные с таинственной четой Ретлендов, разрешились только тогда, когда исследователи занялись изучением творчества Шекспира. Некоторые из них выдвинули гипотезу о том, что реально существовавший Уильям Шакспер (Shakspere), ростовщик и пайщик актерской труппы, не мог написать всех тех гениальных произведений, которые приписывают сегодня ему. Когда появилась версия, что под маской Шекспира скрывались Роджер и Елизавета Ретленды и именно они были настоящими авторами шекспировских пьес и сонетов, только тогда нашлись ответы на многие вопросы. Завесу тайны над всей этой историей удалось слегка приоткрыть, но не сорвать.
Так слилась одна с другим,
Душу так душа любила,
Что любовь число убила —
Двое сделались одним.
Эти строки из поэмы “Феникс и Голубь” рассказывают о том близком духовном родстве и слиянии душ, которые объединили не любовников, сгорающих в огне страстей, а двух соратников, творцов, взошедших друг за другом на жертвенный алтарь искусства. Как бессмертная птица Феникс, женщина ушла вслед за мужчиной. Они исчезли оба, но только для того, чтобы возродиться, воскреснуть и остаться навеки в своих творениях.       
Ольга ИВАНОВА.