Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Знал бы, соломки б подстелил...”

10.04.2006 /
8

Ходят упорные слухи о том, что из школьного расписания вскоре исчезнет предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). Одни говорят, что на смену ему придет подзабытая “Начальная военная подготовка” (НВП), другие — что предмет отправлен в отставку по причине “профнепригодности” и бесполезности. Третьи не согласны ни с теми, ни с другими и уверяют, что в связи с участившимися различного рода катастрофами уроков ОБЖ станет больше.
Заинтригованные столь противоречивыми слухами, обратились за разъяснениями в управление образования. 

Официально
Оказалось, что разговоры о грядущих изменениях вызваны приказом Министерства образования и науки РФ (9 марта 2004 года № 1312) “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования”. Согласно ему утверждены новые базисные учебные планы для школ. Они закреплены и приказом Министерства образования и молодежной политики ЧР (10 июня 2005 года № 473).
В соответствии с этими документами в Новочебоксарске с 2005-2006 учебного года начались поэтапные изменения. Ожидается, что с введением новых федеральных базисных учебных планов ОБЖ останется обязательным предметом для изучения во всех 8-х классах (один урок в неделю), в профильных 10-х и 11-х с оборонно-спортивным уклоном (по 2 часа), в непрофильных 10-х (1 час).
Сегодня основы безопасности жизнедеятельности преподают в новочебоксарских школах, как правило, с 9-го по 11-й класс по одному-два урока в неделю.

В шутку и всерьез
Получается, уроков ОБЖ станет меньше. Может, при нынешней загруженности школьников оно и к лучшему? Что ни говори, к ОБЖ и его “бабушке” НВП ученики относятся с долей иронии. Ну как можно всерьез воспринимать примерку противогаза и укладывание неумело забинтованного одноклассника на носилки, когда тебе 14-16 лет, а над головой мирное небо?
Однако учителя “безопасности” настроены вполне серьезно. Преподаватель ОБЖ школы № 17 Игорь Салин считает, что его предмет сегодня необходим как никогда, тем более что он охватывает столь разные сферы деятельности человека (действия при пожаре, техногенной аварии, поведение в лесу, быту. Это лишь малая толика того, что изучают ребята. — Прим. авт.). Наверное, он прав.
Риск попасть в ситуацию, опасную для жизни и здоровья, с каждым годом все увеличивается. “Жить становится страшно”, — говорят некоторые школяры. По мнению психологов, отчасти в этом виноват… предмет ОБЖ. “Какие опасности таит в себе город”, “Мой дом — не моя крепость” — одни заголовки параграфов в учебниках наводят на мысль: “Жизнь — штука вредная. От нее умирают”. А по этим книгам порой занимаются малыши.

Теория не поможет
Тем не менее учиться действовать во время чрезвычайных ситуаций необходимо. Да вот только в стрессовой ситуации человеку не до того, чтобы вспоминать школьную программу. Нужны доведенные до автоматизма навыки. Возникает вопрос: к чему готовить детей? Выбираться из-под обломков рухнувшего здания? Думаю, большинству это в жизни не пригодится. Дать же отпор хулигану в темном переулке — вполне вероятно. Почему бы не заменить лекции на уроки самообороны? Или провести занятие на тему “Ядовитые грибы” не за книжками в классе, а в лесу? И “ориентирование на местности” проводить не в тетрадных клеточках, а на этой самой “местности”?  Конечно, все зависит от энтузиазма наставника.
Кстати, о них. Сегодня в школах ОБЖ преподают преимущественно бывшие военные, заведовавшие некогда предметом НВП. “Начальную…” они, пожалуй, знают. А вот как будут объяснять детям правила создания здоровой семьи (тема тоже входит в курс ОБЖ)?
“Необходимо, чтобы педагог обладал богатым жизненным опытом, широким кругозором и чувством такта”, — считает Игорь Салин. Но где же таких взять? После введения новых учебных планов далеко не все школы смогут позволить себе нанять преподавателя ОБЖ на полную ставку. А многие ли мужчины, действительно способные сеять “разумное, доброе, вечное”, пойдут работать в школу при нынешнем уровне зарплаты, да еще на полставки?

Допризывная подготовка
Могли бы преподавать ОБЖ другие учителя, например, физкультуры? Думаю, это нежелательно, ведь важной (если не главной) составляющей предмета является подготовка юношей к службе в армии. На это стоит обратить особое внимание сейчас, ведь вскоре в результате военной реформы срок службы сократится до одного года, а значит, допризывная подготовка должна стать масштабнее и глубже. Пока же, как отмечает начальник отделения призыва Новочебоксарского горвоенкомата подполковник Валерий Николаев, уровень начальной военной подготовки юношей очень низок. По его мнению, с сокращением часов ОБЖ ситуация только ухудшится. Это, пожалуй, самый серьезный минус нововведений. Как исправить ситуацию, еще предстоит решить.
По большому счету, школьники станут постигать науку жить по правилам безопасности по-старому. И кто-то опять будет спрашивать: “Зачем?” Кстати, на вопрос “Нужны ли, по-вашему, основы безопасности жизнедеятельности в школе?” одиннадцатиклассники 17-й почти единодушно ответили: “Да!” Кто-то уверяет, что научился метко стрелять, другие благодарят за полученные навыки по оказанию медицинской помощи. Ну а третьи шутят: “Без Игоря Николаевича в школе  было бы скучно”.
Остается надеяться, что три года теории безопасности научили ребят стелить “соломку” вовремя.    
Анастасия БАЦУЕВА.

К сведению
Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” гласит:
“Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций” (статья 11, пункт 1).
“До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ” (статья 13, пункт 1).