Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Рекламу на телевидении ограничили

17.03.2006
6

Почти единогласно члены Совета Федерации (139 из 140 присутствовавших) поддержали новый Федеральный закон “О рекламе”. 
 

Законодатели учли опыт, накопленный после 1995 года, когда был принят ныне действующий Федеральный закон “О рекламе”. Одним из важнейших положений нового закона является ограничение рекламного времени. Предусматривается ограничить общую продолжительность телевизионной рекламы 20 процентами эфирного времени в час и 15 процентами времени вещания в течение суток, причем продолжительность прерывания передач не должна быть более четырех минут. Данная норма будет действовать до 1 января 2008 года. Далее предполагается дальнейшее ограничение рекламного времени до 15 процентов времени вещания в течение часа.В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых не менее 15 минут, допускается реклама в начале телепередачи и перед ее окончанием — по минуте.
Документ вводит дополнительные ограничения на использование образов детей в рекламе социально опасных товаров и услуг, таких, как алкоголь, табак, пиво, азартные игры. Закон также запрещает рекламу пива в телевизионных программах с 7 до 22 часов по местному времени, а на радио — с 9 до 24 часов.
Ужесточены требования к рекламе фармацевтических препаратов. Отныне она может размещаться лишь в специализированных изданиях или в местах проведения медицинских мероприятий. В ней не допускается присутствие людей в белых халатах.
Законом определен порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Реклама не должна иметь сходства со знаками дорожного движения и угрожать безопасности движения любого вида транспорта.
Отдельная статья закона посвящена рекламе товаров при дистанционном способе продаж. В целях защиты прав потребителей в ней теперь должен быть указан исчерпывающий перечень сведений о продавце.
Впервые закон устанавливает требования к распространению рекламы по сетям электросвязи, которая возможна только с предварительного согласия абонента. Исключается распространение рекламы методом автоматического дозванивания и автоматической рассылки. Причем время на прослушивание рекламы при использовании повременной оплаты не учитывается при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
Очень важным является запрет на рекламу так называемых зонтичных брендов (например, когда безобидные товары имеют алкогольных “собратьев” под той же торговой маркой и поневоле ассоциируются с ними).
В целях защиты несовершеннолетних законом
устанавливается, что реклама не должна формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром, создавать у них впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками.
Закон также ужесточает требования к рекламе алкогольной продукции, пива, табачных изделий.
Контроль за соблюдением рекламного законодательства непосредственно возлагается на антимонопольные органы. Закон определяет полномочия антимонопольного органа по предупреждению и пресечению ненадлежащей рекламы.
Новым законом определена ответственность рекламодателя и распространителя рекламы за нарушение законодательства о рекламе. Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты в следующем порядке: 40 процентов – в федеральный бюджет и
60 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение.
В ходе обсуждения закона члены Совета Федерации отметили, что большинство предложенных ими поправок учтены и принятый Госдумой закон в целом носит позитивный характер. Однако сенаторы высказали ряд замечаний. В частности, по их мнению, следовало бы предусмотреть ограничение на размещение рекламы на дорогах в пределах полос отвода и красных линий, поскольку они имеют собственное назначение. Размещение рекламных носителей в указанных границах нарушает один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.
Сенатор Рафгат Алтынбаев считает, что региональный аспект не нашел отражения в законе, который хорош для больших городов, но не для всей России. В будущем необходимо провести разделение рекламы на местную, региональную и общероссийскую, уверен он.
Председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова высказала ряд замечаний, касающихся рекламы в детских телевизионных программах: “Нет уверенности в том, что средства, вырученные от рекламы в детских передачах, пойдут на создание новых детских и образовательных программ”, — считает сенатор.
“Впервые мы вносим реальный вклад в здоровье нации — и физическое, и нравственное”, — подчеркнул значимость нового закона Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он дал поручение сенаторам внести поправки, касающиеся ограничения размещения наружной рекламы на дорогах в пределах полос отвода и красных линий, а также ограничения рекламы в детских и образовательных программах и контроля за использованием полученных от нее средств.              
Пресс-служба Совета Федерации.

От редакции. Федеральный закон “О рекламе” подписан Президентом России В.Путиным и опубликован.