Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Чары акварели

7

Мой знакомый художник, побывав на выставке “Мастер и ученик. Школа Сергея Андрияки”, открывшейся в четверг в Художественном музее Новочебоксарска, заметно погрустнел. И дело не в том, что работы ему не понравились. Напротив, вызвали восхищение.

 

Пора развешивать картины (за два дня до открытия выставки).

Куратор выставки, искусствовед Валерий Верна был нарасхват. 

 “Примите дар от Сергея Николаевича Андрияки”. 

Юные художники обсуждают увиденное. Фото Валерия Бакланова. 

Возможно, многие профессиональные художники испытали подобное чувство, возникающее по отношению к более  удачливому коллеге. Но, как сказала заслуженный работник культуры ЧР Т.Шаркова: “Можно говорить: мы тоже так умеем. Но почему же тогда не заполняются залы музеев работами в таком же количестве и на таком же уровне? Когда кто-то что-то сделал, всегда кажется: это легко”.
Вряд ли путь Сергея Андрияки, ныне народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, к открытию своей школы акварели был простым. Но в 1999 году она, названная его именем, появилась. Художник поставил перед собой цель возродить акварель как особое направление в живописи, вернуться к традициям старых русских мастеров и восстановить классическое обучение многослойной акварельной живописи.
В его школе учатся бесплатно, принимают людей любого возраста. Преподавание в ней отличается тем, что все задания выполняет не только ученик, но и педагог. Проректор Московской государственной академии акварели и изящных искусств В.Погодин, прибывший в Новочебоксарск на открытие выставки, отметил именно эту особенность преподавания и провел параллель с мастерами эпохи Возрождения.
Без сомнения, Новочебоксарскому художественному музею повезло, что именно в нем на полтора месяца “поселились” работы С.Андрияки, педагогов и учеников его школы. Интерес к ним огромен. Редкая выставка собирает столько зрителей, причем разного возраста.
Экспозиция, включающая в себя около 150 работ, заняла все выставочные залы. Первые два, отведенные произведениям самого мастера, наиболее посещаемы. Люди останавливаются, подолгу задерживаются у картин “Обыкновенные полевые цветы”, “Хризантемы и яблоки”, “Новогодняя ночь”… “То, что увидел, просто замечательно. Выставки акварели такого масштаба, таких мастеров еще не было, — поделился впечатлениями горожанин В.Платонов. — Здорово. Надо ходить, ходить сюда и смотреть, смотреть”.
Кстати, “ходить” очень приятно. Картины вывешены на достаточном расстоянии друг от друга, не “наезжают” на соседей. Так что есть возможность постоять, внимательно рассмотреть произведение, не отвлекаясь на рядом висящую работу.
Следующие два зала заняли произведения педагогов Школы — В.Кирьяновой, О.Волокитиной, Н.Беседновой и других. Их умение, квалификация тоже вызвали восторг, например, у известного в Чувашии искусствоведа М.Карачарсковой: “Мастерство поразительное. Индивидуальность, тонкое ощущение и в композиционном решении, и в расстановке тонального плана прослеживаются, например, в работе “Тополиная аллея. Зима” О.Волокитиной. Видим только стволы деревьев и белый снег, но как поэтично, как тонко, возвышенно... Выставка неожиданна, интересна, восторгает”.
О ее достоинствах говорили на открытии все выступавшие: и глава города В.Андреев, и директор музея Ю.Глушаченков, и народный художник РФ и ЧР Р.Федоров. Последний заметил, что “Школа Андрияки — явление мировое, пожалуй, такой школы нигде нет. За работами стоит новый век”.
Основатель Школы, к сожалению, на открытии выставки не присутствовал, но В.Погодин преподнес музею от имени С.Андрияки его акварель “Древний монастырь”. Она станет еще одним украшением новочебоксарского музея.
3 и 16 февраля в музее пройдут мастер-классы преподавателей Московской государственной специализированной школы акварели. Выставка завершит работу 10 марта.  n
Светлана ИСАЕВА.