Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Не нужен и клад, когда дома лад

30.01.2006
8

Главная человеческая потребность — любить и быть любимым. И только от нас самих зависят красота, глубина и долговечность этого чувства. Ссылки на трудности, встречающиеся на жизненном пути, мне кажутся несостоятельными. Важнее, того ли ты встретил и как с тем, кто тебе Богом дан, шел.

Так и по жизни идут все 50 лет. Фото Валерия Бакланова. 

Раисе Никифоровне повстречался именно тот, о котором она и сейчас, после 50 лет совместной жизни, говорит с теплотой и гордостью. Беседуя со мной, то и дело обращая просветленное лицо в сторону супруга, спрашивает: “Вань, а ты как думаешь? А помнишь, Ваня?”Иван Фомич Романов помнит все: и как познакомился с 14-летней красавицей Раей (самому было 17), как она провожала его в армию, как ждала. “Демобилизовавшись, я поехал прямо в Нижний Тагил, где она тогда жила. А на ком мне еще жениться? Я однолюб, кроме Раисы, мне никогда никто не нужен был”.
Своего угла не было, а семья Раи насчитывала уже 13 детей. “Мама следом за мной еще двоих родила, — улыбается женщина, — а у меня уже был сын Валерочка. Кормила своим молоком троих: своего сыночка, брата и сестру”. “Только брата! Я лучше помню!” — говорит супруг, и Раиса соглашается, чувствуется, мужу она уступает охотно и привычно.
“Семья большая, — продолжает Иван, — работал в две смены, приходил домой поздно, а с детьми и не поспать. Мечтал хотя бы о бараке. Наконец дали комнату в девять метров с подселением”. Иван Фомич считает, сейчас так дружно не живут. Бывало, одна пирогов напечет — все сойдутся на угощение. А нынче соседей по лестничной клетке едва знаешь, “здрасьте” — и все.
Когда и какое он получал жилье, Иван Фомич рассказывал со всеми подробностями. “Вы бы о любви побольше”, — намекнула я. “Дружно жили, а как же иначе?” — говорит муж. “Он у меня не гулена”, — вставляет жена. “Я вон читаю и по телевизору смотрю, мужики и гуляют, и в деньгах жену ограничивают. Это неправильно. Глядел передачу: один послал супругу на рынок, так после ее прихода овощи перевзвешивал, не обманула ли. Или: купил жене туфельки на размер меньше, чтобы она в них много не ходила, берегла. Это разве мужик? У нас вон деньги открыто лежат: бери, когда надо”.
Иван Фомич на Урале работал токарем. В Новочебоксарск приехал к брату, устроился на химзавод, как предприятие тогда называли. Семнадцать лет “оттрубил” на очистных сооружениях начальником участка. Трудился на тракторном недолго, позже — на приборном, откуда и ушел на пенсию. Иван Фомич очень доволен, что с последнего места работы ему часто звонят, поздравляют, приглашают на праздники.
Раисе Никифоровне тоже звонит бывший начальник, она на “Химпроме” была аппаратчицей. Выйдя в 45 лет на пенсию, ушла с завода. Работала в “Водоканале” обходчиком коллектора, “рабочее место” простиралось от Новочебоксарска до Чебоксар. В последние годы обходила этот участок уже с внуками.
Сын, которого родители иначе как Валерочкой не называют, сам уже отпраздновал серебряную свадьбу. Не раз он слышал от родителей: “Супруги должны уступать друг другу!” “Ну, начал ты спорить, горячиться — и пошло-поехало! — рассуждает Иван Фомич. — Получается скандал. Ведь иной раз из-за пустяка разводятся. Слаженность должна быть”. “Слаженность, да, — вторит Раиса Никифоровна, — надо уважать друг друга”.
Супруги не смогли припомнить, из-за чего возникали размолвки. “Не было их, что ли?” — недоумевают они. “Вот, например, — наконец пришло в голову Ивану Фомичу, — я в армии курить стал. Сам удивляюсь, зачем: вроде это дело мне и не нравилось. Ну она и начинает: “Не кури! Дышать нечем!” Что тут ответишь? Права. Перенес свою вредную привычку в ванную. Опять: “Дым же!” Ушел в подъезд. Так курить и бросил. А то вот еще вздумает она огород садить, я спорю: “Рано!” Она уступает, потому что в самом деле рано”.
Огородом сейчас, когда Раиса Никифоровна серьезно заболела, занимается один Иван Фомич. Впрочем, остальным хозяйством — тоже он: “Ей же тяжело!” “Я за хлебом хожу! — говорит жена. — И шваброй еще “помахать” могу”. “Теперь я командир, — заключает супруг. — А вообще, должно быть равноправие”.
“Я довольна, как жизнь прожила”, — говорит Раиса Никифоровна. Раньше супруги выезжали на природу, варили уху, ночевали в палатке, лодка была. Сейчас жена больше слушает радио, а муж смотрит телевизор.
Супруги Романовы познакомились в радости, так живут и сейчас. Настоящую любовь не могут убить ни время, ни расстояния, ни бытовые неудобства. Если она поселилась в вашем сердце, вы — самый счастливый человек на свете. Жаль только, что дается такое счастье не каждому.        
Ольга РЯБОВА.