Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Сохранять памятники культуры в Чувашии хотят за счёт частных инвесторов

0
В Чувашии озабочены состоянием памятников истории и культуры. Проблемой является не только дефицит финансовых средств, особенно в муниципалитетах, но и несовершенство законодательной базы, хотя документов принято немало: правоотношения в сфере охраны культурного наследия регламентируют 23 федеральных и 19 республиканских правовых акта.

 

Этот вопрос был поднят на парламентских слушаниях в Чувашии, сообщает ИА REGNUM, куда были приглашены представители министерств и ведомств Чувашии, ученые и эксперты в области государственной охраны памятников, представители духовенства и общественности.

 

Глава Минкультуры Чувашии Вадим Ефимов акцентировал внимание на недостаточности средств, выделяемых на сохранение объектов культурного наследия. Федеральные средства можно направлять только на объекты, находящиеся в федеральной собственности: их 702 памятников в Чувашии насчитывается 56 объектов федерального значения. Проектные, первоочередные противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы на других памятниках истории и культуры проводятся за счет средств республиканского бюджета. А на это выделяется только 5 млн рублей в год.

"Финансирование из местного бюджета также оставляет желать лучшего. За 4 года на проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия всего выделено 1,7 млн рублей - в среднем по 21,2 тыс. рублей на объект, находящийся в муниципальной собственности. Алатырский район - 100 тыс. рублей, Красночетайский - 138 тыс. рублей, Козловский - 200 тыс. рублей, Мариинско-Посадский - 212 тыс. рублей, Цивильский - 300 тыс. рублей, Алатырь - 541 тыс. рублей. По городу Чебоксары, где больше всего объектов культурного наследия, информация отсутствует", - сыпал цифрами министр культуры.

В связи с этим правительству Чувашии и органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть в бюджетах в необходимых объемах средства на объекты культурного значения. Что вызвало вопросы с учётом скудности муниципальных бюджетов, которым и без того не хватает средств даже на первоочередные задачи. В ходе обсуждения было высказано мнение, что дополнительным инструментом привлечения средств в этой области должно явиться государственно-частное партнерство. Однако пока потенциальные собственники не спешат обзаводиться "проблемной недвижимостью" - слишком уж хлопотно и накладно содержание объекта наследия культуры. Тем более, что законодательство не позволяет им выполнять ремонтные работы хозяйственным способом, поскольку работы должны осуществляться специализированные организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Чтобы собственники объектов культурного наследия были заинтересованы в обеспечении их сохранности, необходимо предусмотреть соответствующие льготы - либо выплаты компенсации из бюджета, либо предоставление целевых субсидий, либо путем применения налоговых преференций. Отметим, что действие нормы федерального закона в части компенсации затрат лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению памятников культуры, приостановлено до 2016 года - из-за несогласованности с нормами Гражданского кодекса РФ, касающихся определения субъекта, который обязан нести бремя содержания и обеспечения сохранности памятника.

В настоящее время Кабмином Чувашии утверждено положение об установлении льготной арендной платы арендаторам памятников, вложившим свои средства в сохранение объектов культурного республиканского наследия. Что касается муниципальных памятников, то такое положение утвердил только Алатырь. Вадим Ефимов рекомендовал остальным администрациям районов и городов принять этот нормативный правовой акт за основу и разработать свои.

Глава Минкультуры акцентировал внимание собравшихся на том, что прерогативой муниципалитетов является также разработка проектов зон охраны памятников. В этом плане особого внимания требуют памятники археологии. Хотя они отнесены к государственной собственности и приватизации не подлежат, но земельный участок и объект археологического наследия находятся в гражданском обороте раздельно. Поэтому после официального разрешения ввода в оборот земель сельхозназначения возникли проблемы. Участники слушаний напомнили, что процесс оформления в собственность паев затрагивал и расположенные на территориях объекты археологического наследия, то есть по сути памятники отдавались в собственность. Кроме того, археологические памятники наиболее уязвимы и подвергаются разрушению и в связи с незаконным строительством на объекте, проведении различного рода земляных работах.

В качестве "наглядного примера" Вадим Ефимов привёл "незаконную передачу" администрацией Красночетайского района земельного участка в деревне Калугино, в пределах которого находится городище "Хула суче" (бронзовый век), местному фермеру для строительства пруда. "Поэтому и правоохранительным органам необходимо усилить меры по своевременному выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в этой сфере", - отметил глава Минкультуры.

Существуют и другие пробелы в законодательстве. В частности, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствуют критерии отбора объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной ценностью для культуры, не разработаны принципы содержания объектов культурного наследия. Депутаты получили от участников мероприятия целый ряд рекомендаций, среди которых, пожалуй, самая актуальная - регулирование проведения историко-культурной экспертизы и необходимость упрощения процедуры исключения из единого государственного реестра утраченных памятников.

По данным Минкультуры Чувашии, на территории республики на государственной охране находится 702 объекта культурного наследия: 221 федерального значения, 440 регионального (включенные в реестр), а также 41 вновь выявленный объект. В федеральной собственности - 56 памятников культурного наследия, в собственности Чувашии - 36, в муниципальной - 80, в собственности физических и юридических лиц - 217, не имеют государственную регистрацию - 108 (в основном культовые объекты, в том числе 22 утраченных из-за пожаров или сноса из-за ветхости). По 205 объектам археологического наследия собственность не разграничена на федеральную и региональную.