Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Чувашская симфоническая капелла исполнит “Христа”

11.04.2017 /
0
21 апреля в зале Чувашской государственной филармонии состоится большая хоровая премьера, которая пройдет в рамках закрытия концертного сезона Чувашской государственной академической симфонической капеллы.

 

В дни празднования Пасхи коллектив капеллы во главе с художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом РФ Морисом Яклашкиным исполнит ораторию Ференца Листа «Христос».

 

Для большинства любителей классической музыки имя Листа неизменно ассоциируется с виртуозным фортепианным искусством. В творчестве композитора большой популярностью пользуются знаменитый цикл Венгерских рапсодий, блестящие фортепианные пьесы и транскрипции, концерты и программные симфонические поэмы. Однако с ораториальным искусством Листа знакомы лишь немногие.

 

Приняв в 1865 году духовный сан и став аббатом, Ференц Лист, прославившийся не только как композитор, но и как пианист-виртуоз, особое внимание стал уделять духовной музыке, которая и до этого времени занимала немалое место в его творчестве. Свое главное и любимое духовное произведение ‒ ораторию "Христос" для солистов, хора, оркестра и органа он задумал в 50-е годы XIX века, когда все серьезные композиторы сочиняли оперы и к масштабным церковным жанрам практически не обращались. Потратив на создание "Христа" тринадцать лет (оратория завершена в 1866 году), Лист признал, что написал ораторию не столько для публики, сколько для себя. "Не имеет значения, когда и где ее услышат. ...Для меня вполне достаточно, что она существует", - говорил он.

 

При жизни автора "Христос" исполнялся полностью всего десяток раз (в Вене в 1870 году ораторией дирижировал Антон Рубинштейн, а партию органа исполнял Антон Брукнер). Российская премьера оратории состоялась лишь в 2000 году в Москве в Большом зале консерватории в исполнении оркестра Большого зала, хоров студентов Московской консерватории и Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова. Дирижировал великий маэстро Евгений Светланов. А нынешней весной грандиозное творение Листа впервые прозвучит в Поволжском регионе.

 

Оратория написана на тексты Библии, католической литургии и латинских гимнов. Первая часть - Рождественская оратория - открывается строгой фугой на тему хорала "Rorate coeli", после пасторали и Слова Ангела Господня завершается двумя ярко изобразительными оркестровыми эпизодами: "Пастушеской игрой у яслей" и "Шествием волхвов" (мадьярский колорит, который сам Лист прокомментировал так:" Если Рубенс на своих библейских полотнах мог написать фламандцев, то и я наделил одного из моих волхвов закрученными усами"). Вторая часть - "После крещения" - начинается с эпизода из Матфея "Блаженны нищие духом", потом Молитва Господня "Отче наш" и Поставление храма. Кульминация - эпизод под названием "Чудо", подавляющая воображение картина бури на озере Геннесарет. Переходом к третьей, заключительной части - "Страсти и Воскресение" - служит торжественно-триумфальная Осанна (Вход Господень в Иерусалим) с солирующим альтом. Предчувствие мук Христовых выражено в Молении о чаше - исповедальное, полное тихой боли соло баритона. Самое ошеломляющее впечатление производит "Stabat Mater dolorosa" - большая самостоятельная кантата на канонический текст Якопо да Тоди), в которой участвуют четыре солиста. Солировать в концерте будут Юлия Маркитанова ( сопрано), Наталья Филиппова ( меццо- сопрано), Андрей Макаров (тенор), Олег Андреев ( баритон).

 

Симфоническая капелла приглашает всех поклонников академического музыкального искусства прикоснуться к миру серьезной интеллектуальной музыки, наслаждаясь вдохновенными страницами сочинения Ференца Листа.