Изображение пользователя Олена.

Дети в СССР

29.12.2016 /
3

Продолжаю публиковать выдержки из своего детского дневника, до которого у меня не доходили руки долгие годы. Шестой класс. " На классном часе сказали, что неуспевающих у нас стало на 5 человек меньше, даже Зоя исправила 9 двоек. На алгебре я думала о геометрии Лобачевского, мне она очень интересна. Например, через точку, лежащую вне данной прямой , можно провести по меньшей мере 2 не пересекающие данную прямые. Перпендикуляр и наклонная к одной и той же прямой не всегда пересекаются. А все потому,что плоскость Лобачевского имеет неправильную коническую форму. Пробовала приставать с геометрией Лобачевского на перемене к нашему математику Александру Ивановичу, он посоветовал мне думать о другом".

Комментарии

Изображение пользователя Олена.

Почему-то думала, что нашему математику тоже интересна геометрия Лобачевского.

Изображение пользователя Олена.

Он хотел сказать, больше надо думать об учебе, но раздумал, потому что училась я хорошо.

Изображение пользователя Шеф.

Дальнейших Вам творческих успехов, с замиранием сердца, это правда, слежу за взрослением творческой личности, будущей журналистки и писательницы, хорошего человека! Это круууууууто!

Изображение пользователя Олена.

Спасибо, Шеф, вы благодарный читатель!

Изображение пользователя ИраИра.

Я вообще зачитываюсь вашими заметками! Еще больше воспоминаний в новом году!

Изображение пользователя Олена.

Спасибо, Рима! Вы тоже благодарный читатель!

Изображение пользователя Олена.

На самом деле, это был очень хороший учитель- предметник. 

Изображение пользователя ИраИра.

Если вспомнить своих учителей, то хороших было , настоящих специалистов, меньше половины. Сейчас я уже могу это анализировать. 

Изображение пользователя ИраИра.

Конечно, в любой отрасли очень хороших специалистов не много. Большинство или просто исполнители,  или несущие свой крест с отвращением. Креативных и энергичных, талантливых единицы, их еще и будут не любить в коллективе и спрашивать, почему им больше всех надо. 

Изображение пользователя Олена.

Если учитель свой крест несет с отвращением- -это страшно

Изображение пользователя ИраИра.

Недавно читала о школльном образовании в Норвегии, просто плакать хочется, как все беспросветно у нас. 

Изображение пользователя Олена.

Рима! У меня есть знакомая, которая проживает в Норвегии. Там школьное  образование и в самом деле другое. Например, до 7 класса не ставят отметок. Однако, дети не глупее наших.

Изображение пользователя Олена.

Не только не ставят отметок, но и не говорят о знаниях конкретного ученика.

Изображение пользователя Олена.

 Из моего детского дневника. " Генри Семенович из школы ушел. Теперь у нас Евгений Михайлович. Лена говорит, что он очень хороший. Да и все так говорят. В понедельник мы ходили к Майе Петровне узнавать, кто у нас будет по физике. Она назвала имя. Мы : " С усами?"- "С усами! "- "Молодой?"- "Молодой!-"Ура!" Девчонки за глаза зовут его Женечкой. На первом же уроке сказал,  что если не будет дневников, сразу будет сажать с двойкой. И мы стерпели это, даже не возмущались. Ленка сказала: "Раньше мне нравилась биологичка, а сейчас я ее прямо терпеть не могу!" А Галя И. добавила :" Красивая тетечка, но больно уж вредноватая!" Оценки за чистоту она и вправду нечестно поставила. 7 В намусорил, а нам она вкатила 3. Не хватает справедливых учителей на все школы". 

Изображение пользователя Олена.

Потом Евгений Михайлович стал директором школы, а потом завроно

Изображение пользователя Олена.

Из моего детского дневника. " Раньше на уроках домоводства нам разрешали разговаривать и ходить по классу. А Нина Константиновна выгнала девочек, хотя они разговаривали меньше нас. Под конец второго урока я говорю, что раньше нам разрешали ходить и разговаривать. Нина Константиновна заметила : " Ты 2 урока терпела, но высказала возмущение все же". Потом была физика. Со звонком мы заходили в класс по одному, каждый спрашивает разрешения, заходит, не спеша садится. Двадцати минут от урока нет. Василь Петрович вызвал Наташу, она ответить не сумела. Потом вызвал Сашку Сергеева, тот вышел, промямлил что-то и пошел на место. Потом вызвал Чугунова. Вовка рассказал определение, потом дал объяснения по таблице. Вдруг слышу "садись, два!" Оказывается, перед В.П. лежал открытый учебник, а Вовка якобы, читал по нему. Все вскочили и стали шуметь, а физик говорит : "Ничего вам рассказывать не буду, читайте сами!" Параграф большой, через 5 минут спрашивает Свету Калинину. Она встала и молчит. Я шепчу : " Ты же определение знаешь, расскажи!" Она : "Зачем? Все равно 2 поставит". Поставил, конечно. Потом Галю Смирнову поднял. Она :" Я не поняла". Ей 2 не поставил. Лобанов как стукнет рукой по столу: " Если уж ставите двойки, так всем ставьте! " Физик : "Не твое дело!" Спрашивает Пыркова : " Почему не был на прошлом уроке?" - "Болел!".- "Справку принеси!" Я говорю : " Он Майе Петровне принесет". Только на перемене Майя Петровна его обрабатывала! Физик : "Тебя не спрашивают! Я Пыркова спрашиваю". Тут все опять повскакивали, замахали руками и заорали. Он опять Пыркову про справку говорит, а Пырков отвечает, что просто гулял. Хотя он болел. "

 

   
  •    
 
Изображение пользователя Олена.

Что интересно, никакого Василь Петровича не помню вообще!

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Зато некоторые очень хорошо помнят, даже Дмитрия Анатольевича Василием Петровичем называют.

Изображение пользователя Олена.

Да, Александр, я встречала это имя в комментариях. Мы называли учителя Ващиль Петровичем. Он и сам себя так называл.

Изображение пользователя Олена.

Александр!  У нас фишка такая была заходить по одному , чтобы время отнять от урока. Если бы узнала классный руководитель Майя Петровна, она быстро бы привела нас в чувство.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

В 1978 г. на Республиканском литературном конкурсе к 110-летию М.Горького в составе новочебоксарской команды был один десятиклассник, который выступал в номинации докладов (я - в номинации знатоков биографии и творчества). Позже мне про него рассказывали, что одноклассники на уроках литературы просили его поднять руку и отвечать. И тот, отвечая, уходил по ветвям рассуждений в далекие дебри. Учительница пыталась его вернуть. Он в ответ: "Да, да..." Несколько слов по теме - и опять отвлеченные рассуждения. И в итоге больше никого не спрашивали, начиналось объяснение новой темы. Теперь этот парень известный политик - И.Моляков.

Изображение пользователя Олена.

Александр! Повеселили. Кстати, так на уроках делал мой сын - третьеклассник. Он начитан был. Если учительница его поднимала, начинал говорить много и обстоятельно.

Изображение пользователя Шеф.

Клево! Гордитесь этим знакомством?

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

А знакомства и не было толком. Так получилось, что в команде оказались девушки со 2-й школы, мои бывшие одноклассницы (учился там до 4 класса), возглавляла команду их же учительница Дина Ивановна, которая и меня вспомнила и хвалила: "Очень хорошо, когда молодой человек увлекается литературой". И мы этой группой в основном кучковались, плюс еще примкнул мой одноклассник по 8-й школе в конкурсе чтецов. И.М. из 1-й школы держался отдельно.

Изображение пользователя Олена.

Я и не знала , что он в 1 школе учился.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Облом. Сидел целый час, делал выписки из дневника об этом мероприятии - а на сайте не работают инструменты копировнияя и вставки текста...

Изображение пользователя Олена.

Из моего детского дневника. " Сегодня Майя Петровна заболела. Пришла Нина Федоровна, дала текст на письменный перевод и ушла. Но мы переводить не стали. Сначала рассказывали анекдоты, потом вывернули лампочки, оставив одну. Это мы к уроку математики так подготовились. Александр Иванович нервный какой-то стал в последнее время. "Почему не горят?"- говорит. Потом пододвинул стол, поставил на него стул, залез и покрутил лампочку. Н. говорит : " Александр Иванович, не смотрите на лампочку!" За глаза его переживает, а получается, что выдала нас, что мы знаем о том, что лампочки исправны. Разозлился Александр Иванович, стал всех записывать, у кого нет домашнего задания. Никому 2 не поставил, только мне прямо в журнал! У меня все пятерки там были. "Они,- говорит,- может, не поняли, а ты все понимаешь и не сделала нарочно!" Математик говорит : " Я скажу о вас Капитолине Федоровне". После 5 урока было открытое комсомольское собрание, вела его Люба Полякова. Капитолина Федоровна сидела на задней парте. Как всегда говорили о том, что мы невозможные! Я , конечно, согласна с тем, что нужно и учиться лучше, и вести себя, но не 100 же раз об этом говорить! Потом заговорили о буксире. Я взялась помогать по физике Лиле и Леньке. С ним будет трудно, он такой стеснительный! Это Капитолина Федоровна предложила Леньку взять, а я сгоряча согласилась. Его никто брать не хотел. Я последнюю тему сама-то не очень поняла. Синусы- косинусы мы еще не проходили, а по физике задачи как раз на это. Можно попросить Руслана объяснить, если, конечно, он не будет не в духе. У кого ни спрашивала, все не поняли. Дома хлопнула книгой по столу и с горя пошла гулять. "

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Выдержки из моих дневниковых записей 1978 г. (беру с Вас пример)

11 февраля, суббота.

Утром я пошел к 1-й школе, где был пункт сбора. Я зашел за Юрой (прим.2017 г.: на Зеленом б., близ еще не существовавшей тогда «Дубравы»), а он еще спал. Вышли от него мы без 15 восемь. Я противник езды по городу в автобусе (нам надо было быть на месте в восемь), я предложил бегом. Но Юра отказался – у него повреждено колено. В набитом до отказа автобусе мы доехали туда и вошли в 1-ю школу тютелька в тютельку, ровно в восемь. Среди нашей команды (7 человек, руководитель Дина Ивановна Петрова из 2 школы) были еще 2 девчонки из 1 школы, один парень их же школы – Моляков, а также две девчонки, с которыми я вместе учился в 1-4 классе во 2 школе – Тагарова и Сергеева (прим.2017 г.: с ней я сидел за одной партой). Мы поехали в Чебоксары. Прибыли в институт усовершенствования учителей. Долго мотались туда-сюда – всё начиналось в час (прим.2017 г.: несогласованность – зачем выдернули конкурсантов так рано?). Вначале в зале горкома КПСС, месте общего сбора, товарищи толкнули речи о Горьком, а также ознакомили с распорядком дня. Затем начались конкурсы. Я выступал опять в конкурсе на лучшее знание биографии и творчества Горького (прим.2017 г.: как победитель городского конкурса). Я ответил на все 14 вопросов, но кое-где пришлось пофантазировать или наобум (прим.2017 г.: помню вопрос про контакты Горького с чувашскими писателями; я ничего про это не знал, но помнил, что в каком-то году он совершал поездку по Поволжью; вот и насочинял, как Горький в этой поездке учил уму-разуму писателей в Чебоксарах). Я лично рассчитываю на место в первой пятерке. Потом мы все собрались. Уже выяснились итоги конкурса чтецов. Юра занял III место. Очень неплохо. Но Юра был очень недоволен, он ждал большего. Правда, вначале он боялся, но я пытался настроить его на победу. Перестарался даже. Все это закончилось вечером. Был еще концерт, но я не остался. Юре пришлось остаться, выступать как призеру.

12 февраля, воскресенье.

Наша команда выступила просто блестяще. Юра - III место в конкурсе чтецов. 3 места также наши в нескольких других конкурсах – у Тагаровой в конкурсе на лучшее знание биографии и творчества, у Сергеевой – в конкурсе рефератов о Горьком, у Шмелёвой (из 1-й школы) – в конкурсе сочинений. Моляков получил поощрительную премию. Дина Ивановна, которая возила нас, получила IIместо – учителя также читали какие-то доклады. Большой успех выпал на мою долю. Я впервые занял первое место в республике. Итак, из 8 человек новочебоксарцев 6 призеров. Явное I место. У чебоксарцев тоже много призовых мест, но у них нет целой команды. У чебоксарцев, как всегда, 3 команды, от каждого района города. Я не зря привез с собой портфель. Организаторы не поскупились на призы. Я получил грамоту, портрет Горького, книги: «Бегущая по волнам» Грина; «Дело Артамоновых» Горького; «Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита» Толстого; «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (прим.2017 г.: Игорь Барышев из Чебоксар предлагал мне все свои призовые книги за эту, но я отказался – и до сих пор читаю и перечитываю «Швейка»; а с Барышевым стали затем приятелями на Всероссийском конкурсе, теперь френды на «Одноклассниках»; он преподает в МГУ). Кроме того, дали всем (и мне) «Макара Чудру и другие рассказы», а еще выцыганил «Разгром». Домой я ехал в превосходном настроении. Теперь надо готовиться к Всесоюзному конкурсу (прим.2017 г.: конкурс оказался Всероссийским) в Горьком, который пройдет в марте.

Изображение пользователя Олена.

Александр! Очень интересно читать! А в Горький ездили?

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Да, это отдельная история.

Изображение пользователя Олена.

Александр, давайте и эту отдельную историю, интересно!

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Попозже, как руки дойдут. В Горьком провели почти все весенние каникулы, в программе литературного праздника было много мероприятий. Участников было несколько сотен. Целый автопоезд с "Икарусами" в сопровождении милиции разъезжал по городу. Были доклады по секциям, посещение всех горьковских мест, встреча с режиссером Марком Донским (экранизировал Горького), встреча с горьковскими литераторами, посещение спектакля "Дети солнца" по пьесе Горького, концерт горьковских мастеров искусств и Большого детского хора  Всесоюзного роадио и Центрального телевидения, в предпоследний день собственно конкурсы, в заключительный - торжественное подведение итогов.

Изображение пользователя Олена.

Александр! Воспоминания на всю жизнь!

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Это точно. Было очень интересно. Марка Донского слушали так внимательно, что было слышно в большом зале, как у кого-то упал и зазвенел гардеробный номерок. Потом внезапно отключилось электричество. Микрофон у режиссера не работал, горели несколько красных аварийнах светильников. И вдруг запел Большой детский хор - без музыки. Оказалось, все его участники тоже в зале. Хор исполнил несколько песен - под овации. Потом подачу электроэнергии восстановили, мероприятие продолжилось в штатном режиме. 

Изображение пользователя Олена.

Александр! Как подробно вы все помните! 

Изображение пользователя Олена.

Из моего детского дневника " Вечером пошли гулять, Лилька переоделась в мальчишку. В подъезд вошли наши мальчишки. Лиля испугалась : "Узнают!" И ну бежать наверх! Мальчишки стали за нами подниматься и мы , как бешеные, влетели к нам в квартиру. Папа Лилю не узнал и посмотрел на меня странно, но промолчал. Два Кольки и Юрка Лилю не узнали, а Санька захохотал. Мы пошли на улицу и около "Радуги" встретили Сережу Пыркова. Лилька схватила его за ворот :" Даааай закурить!" Он испуганно так : " Ты чего это? Чего? " Потом пригляделся и говорит : "Я думал, это мальчишка!" ( Сейчас на улице кто-то кричит страшным голосом " убивают!")
Изображение пользователя ИраИра.

Баловались на уроках, ваши рассказы вызывают воспоминания.

Изображение пользователя Олена.

Нам нравилось переодеваться и разыгрывать кого-то. Было, что все вышли переодетые в мальчиков, кроме меня. Не нашлось в доме мальчиковой одежды.

Изображение пользователя Олена.

В социальных сетях по поводу переодевания Лили в мальчика начались нешуточные обсуждения, люди вспоминают подробности происшествий из детства.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Ох уж эти переодевания... Андрей Данилко, кстати, не любит, когда мальчиков для хохмы переодевают в Верку Сердючку - напрасно думают, что делают ему приятное.
Когда мы учились в 6-м классе (в 6-й школе), проводили КВН. У нас одна девочка ходила на балет (ныне она крупный предприниматель, хозяйка предприятия по пошиву одежды и соответствующих торговых точек), и она настаивала, чтобы в самодеятельности был мальчиковый номер с танцем маленьких лебедей. На этой почве разругались в пух и прах - все подряд пацаны отказывались такой чести. Разошлись по домам. Часа через два девчонки на дом пришли, уболтали, снова собрались в школе. Скрепя сердце я и еще трое согласились на этот номер. Круги нам нацепили на пояс, обернутые белой материей. Номер в итоге вызвал фурор и в немалой степени способствовал победе нашей команды. 
По окончании 7-го класса (уже в 8-й школе) несколько человек из нашего класса участвовали в городском слете туристов и краеведов (ориентирование, полоса препятствий и др.) за Цивилем. Проводился и конкурс самодеятельности. Про него узнали внезапно, на месте, готовились экспромтом. "Лебедей" было двое, но мы снова станцевали - хоть и без "костюмов" и баяна (девчонки нам напели дружно: парам-пам-пам-пам-пам-пам...). Как следствие, победа нашей команды в конкурсе самодеятельности. 

Изображение пользователя Олена.

Александр!  Наши мальчики тоже его танцевали. Хохот стоял!

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Идеи носятся в воздухе, Олена! Мне один коллега все рассказывает, в каком диком восторге были участники одного мероприятия от этого танца в исполнении поддатых потных толстых мужиков с серьезными физиономиями. Тоже стоял гомерический хохот.

Изображение пользователя Олена.

Александр! У меня где-то в дневнике есть описание этого номера на КВНе, поищу

Изображение пользователя Олена.

Александр! Вот нашла описание этого номера 

Из моего детского дневника. " Мы решили сыграть с 8 В в КВН, только чтобы обязательно выиграть. В прошлом году мы здорово подготовились , а буквально за день до встречи Лия Евгеньевна заявляет : " Мы играть не будем!" Вот трусы! Мы им хором прокричали : " Позор седьмому В !" А потом Л. Е. спрашивает Ольгу и Ларису Трофимову : " Вы тоже кричали "позор"?" Они, хоть и не кричали, говорят : " А как же!" Их тогда только что перевели из 7В в наш класс.Они еще тогда по привычке на перемене ходили в 7В. Так вот, в этом году мы обязательно выиграем! Стояли в подъезде , придумывали интересные номера, со смеху чуть на ступеньки не валились! Придумали такой номер. Открывается занавес. На сцене несколько балерин в белоснежных пачках стоят задом. "Танец маленьких лебедей". Вступление, балерины поворачиваются и... все видят, что это мальчишки! Ла-ла-ла-ла! Они танцуют смешно и неуклюже, все помирают со смеху. На самом деле это же должно быть такое изящество движений! Хорошо бы в жюри была Нина Константиновна, она ведь с чувством юмора! Но она , наверное, будет за 8В, ведь мы "такие несобранные!" Жюри должно быть нейтральным. Только я вот не люблю, когда в КВНе бегают с ложкой и яйцом. Где здесь юмор? Пошли к Рите, рассказали ей. Ей очень понравилось!"

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Так номер состоялся или остался в проекте?
У Вас описано, как смеялись при обсуждении, и я сразу вспомнил, как мы уже в 10 классе готовились к КВНу, и я предложил сделать сценку по короткому фантастическому рассказу "Наваждение" (http://e-libra.ru/read/121834-navazhdenie.html). Чистый социализм, кстати. Когда в красках пересказывал, все тоже угорали от смеха. Но во время КВНа публика реагировала менее бурно. Доктора изображал я. Из пациента доставал какие-то огромные мослы (из столовой) и картонное сердце, пробитое стрелой. А поставил ему красивое сердце - экспонат из кабинета биологии.

Изображение пользователя Олена.

Александр, состоялся или нет номер и состоялся ли КВН, не помню. Возможно, где-то в дневнике еще будет описание. Ваш номер, конечно,  намного интеллектуальнее. Помню еще КВН из лагеря. Мы изготовили огромные очки из картона, обклеили цветной бумагой. Я пела : " Мы дарИм жюри очки! Будьте зорче вы, жюри! Ой вы, зорче вы смотрите! Ой , вы нас не подведите!" В том же КВНе мы с сестрой танцевали испанский танец. Сестра исполняла мужскую партию. На ней была широкополая шляпа, мальчиковая рубашка была завязана узлом на поясе. Ей выдали узкие красивые голубые брючки, дала напрокат дочка директора лагеря. У меня в волосах был цветок, блузку не помню, а вот юбка запомнилась на всю жизнь. Директор дала мне красный флаг и сказала, сшей юбку. Из флага! Все дети спали, а я сидела ночью, шила эту юбку. Сверху она была собрана на резинку. Когда померила эту юбку, чуть не заплакала, я казалась в ней себе очень толстой. Поэтому сестра такцевала хорошо, щелкая пальцами, а я просто скрепя сердце, стеснялась этой юбки из плотной ткани. 

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Это вы здорово придумали с очками - тонкий намек для жюри, чтобы больше очков вам выдало.

Изображение пользователя Олена.

Александр, я "слизала" этот номер из школьного КВНа, мы уже с ним выступали

Изображение пользователя Олена.

Помню, баянист спрашивает, а музыка какая? Я ему тут же напела, а он тут же сыграл и говорит, удивительно, какой слух хороший у ребенка, музыке надо учить.

Изображение пользователя ИраИра.

Успешность в учебе- не гарантия успешной судьбы. Гораздо важнее, насколько правильно родители воспитали ребенка.